• Курсы валют:
      USD 93.29
      EUR 99.56
21.08.2015

Как туляки попадают «на дно». Откровенные личные истории

Корреспондент «Центра 71» соприкоснулся с жизнью тех, кто оказался на улице, лишившись всего: дома, работы, родных

Мысль написать эту статью зародилась, когда я встретил на трамвайной остановке бездомного. Бородатый мужчина сладко спал на лавочке и встрепенулся, стоило мне присесть рядом.
- Земляк, слушай, покурить не будет? – пробурчал спросонья незнакомец.
- Извините, не курю, - огорчил я его. - Вы на улице живете? - рискнул предположить я.
- Да уж лет 10, как с работы уволили, - подтвердил мои догадки бородач. - Попал под сокращение. Потом запил с горя. Из-за долгов отобрали квартиру. Дочка хотела забрать меня к себе, да только я не захотел обузой стать. А со временем меня и такая жизнь вполне устроила. Захотел выпить - подкалымил дворником или грузчиком. Одежда пообтрепалась - «спер» с веревок во дворе. Стыдно так жить, наверное. Только я уже не могу поменяться. У меня философия простая: государство для меня ничего не сделало, стало быть, я ничем не обязан государству.

Жизнь Виктора пустило под откос сокращение с работы

По его словам, несмотря на то, что стражи порядка не дают вольготно жить нищенствующей братии, у бездомных имеются места, куда не захаживают представители власти.
- На Рязанке собираемся часто, недалеко от «Спара», - рассказывает Виктор. - Там дворики уютные, можно посидеть и поговорить с такими же, как я. Еще овраг есть, в нем даже жарим мяско, когда находим. Как и все люди отдыхаем, в общем. Выпили-поели.

Услуги людей, подобных Виктору, востребованы, в основном, частными предпринимателями. Они нанимают их на день-два - подмести территорию, выкинуть мусор и выполнить прочую «грязную» работу. По словам Виктора, ему такая вольная жизнь со свободным заработком по душе. Идти за помощью к государству, он отказывается. Говорит, если до него доберутся соцработники и поместят в приют, он попросту сбежит.

 - Приют? А зачем мне он нужен, - презрительно бормочет Виктор. - Где поспать и что поесть, я и сам себе найду. Прошлую зиму спал на трубах на Зеленстрое. Там, кстати, много наших дни коротает. Еще в Косогорском парке есть места, где можно переночевать.

На прощание мужчина занял у меня «полтинник на сигареты» и потопал прочь, похлопав меня по плечу. А я решил проверить, как живется бездомным в социальной гостинице, которую почему-то так недолюбливает Виктор.

Из дома выгнала невестка
 

В приюте сытно, чисто и тепло, но все также до боли одиноко.
Даже среди людей

Тульская областная социальная гостиница на улице Агеева в народе более известна, как приют для бездомных. Официальный срок пребывания здесь составляет 30 дней, однако, некоторые постояльцы задерживаются и по году.

- По сути, мы их кормим и предоставляем ночевку, - рассказывает одна из работниц приюта. - У нас нет ни медработника, ни психолога, потому что за такие маленькие деньги никто не соглашается работать. Тем более, не каждый выдержит общения с нашими постояльцами. Очень тяжело психологически. Многие тут инвалиды, некоторые без ног. Чуть ли не каждый злоупотребляет алкоголем. В принципе, из-за пагубного пристрастия многие оказались здесь. Да и судьбы у наших гостей непростые.  Но что я вам рассказываю, сами посмотрите.

На тот момент в приюте обитало 26 человек. Отправляюсь в мужскую половину спален. Здесь царит некий беспорядок.   

Юрий Сергеевич не может сдержать слез при воспоминаниях о сыне

- Привет, сынок, - здоровается со мной пожилой мужчина, представившийся Юрием Сергеевичем. Слово за слово, и мужчина начинает рассказывать, как докатился до такой жизни.  
- Я люблю выпить перед сном рюмочку-другую, а невестке это не понравилось, - вспоминает мой новый знакомец. - Сын мой женился уже в зрелом возрасте на молодой. Ну, раз его жена на меня накричала, второй. А потом выставила из дома, когда сын на работе был.

По словам 76-летнего мужчины, оказавшись на улице, он решил, что не будет мешать жизни сына. Стал бродяжничать. Благо, дело было в конце этой весны, и до теплых летних дней оставалось рукой подать.

 - Я день весь на солнышке сидел, костыль рядом, - вспоминает Юрий Сергеевич. - Люди сами подходили, кидали копеечку. За день набирал на хлебушек, а водичку из колонки пил - вот и сыт. Ну и иногда на шкалик даже набирал, не буду отрицать. А спал на улице. Благо летом ночи теплые.  

Юрий Сергеевич провел на улице около двух месяцев. Потом его заметил один из соцработников, который и предложил ему кров в стенах приюта. Разговор о прошлом дается мужчине с трудом, и при воспоминаниях о сыне пенсионер, как ни старается, не может сдержать слез.

- Выставили меня из дома, Бог с ним, - вздыхает мой собеседник. - Я люблю выпить и ничего не поделать с этим. Но ведь можно было хотя бы звонить мне периодически. Интересоваться, как я. Живой еще или нет?

Переживая горе в душе, дедушка изо всех сил старается выглядеть внешне вполне довольным своей судьбой человеком, и на прощание машет мне рукой, улыбаясь широкой, доброй улыбкой.

Роман Жанны

Юной Жанне приходилось искать объедки на помойках

Помимо мужской половины спален имеется и женская. У дам, наоборот, все опрятно и прибрано. Чистые шторы, заправленные кровати, по стенам развешаны мягкие игрушки. Видно, что любыми подручными средствами постарались создать хоть какой-то уют. У одной из обитательниц - 18-летней Жанны Барановой - 10 лет назад умерли родители. Маленький испуганный ребенок оказался в детдоме, а после в интернате.

- Мне всегда нравились собаки, - рассказывает Жанна. - И я мечтала, что, когда вырасту, стану ветеринаром. Чтобы лечить бедняжек, которые нуждаются в помощи.
Однако в интернате Жанне предложили стать швеей. Мол, так хоть на какой-то кусок хлеба заработаешь. Смириться с этим девушка не захотела и, как только достигла совершеннолетия, сбежала к подруге в Новомосковск. Та приютила беднягу, но ненадолго. Родители подруги воспротивились, и Жанна оказалась на улице.

Один из постояльцев приюта, Сергей, нашел родную душу
в маленьком котенке, с которым делит свою трапезу

- Первое время кушала на деньги от пособия, - вспоминает девушка. – Когда накопления закончились, пришлось искать объедки на помойках. На одной из них я и устроила себе ночлег.

Скитаясь по городу, девушка встретила Романа. 19-летний парень, работающий грузчиком, оказался единственным человеком в большом городе, который заинтересовался ее судьбой.

- Ромка подошел ко мне и спросил, как зовут, - улыбается Жанна. - Я застеснялась, вид-то у меня был неказистый. Мы разговорились, он выслушал меня и пообещал помочь. Рома живет со своим дядей, к нему он меня и отвел. Я душ приняла, поела. Но остаться постеснялась и убежала.

Роман неделю уговаривал Жанну перебраться жить к нему. Носил еду, сидел с ней после работы. А потом девушку разыскали местные органы опеки. Их усилиями ее направили в одну из тульских социальных гостиниц. Девушку обещают устроить в тот колледж, который выберет она сама и помочь с приобретением собственного жилья. Единственное, чего не хватает Жанне для полного счастья - Романа.

- У меня нет телефона, чтобы позвонить Ромке, - вздыхает девушка. - Надеюсь, когда я поступлю в колледж, у меня будет время выбраться к нему. Я так скучаю.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ

Корреспонденты "Центр 71" испытали на себе насколько милосердны туляки

Чтобы провести расследование максимально объективно, мы постарались придать нашей внешности наиболее устрашающий вид. Принесли из дома старые и потрепанные вещи. С помощью грима наложили на лица кровоточащие язвы, синяки и раны... (читайте далее)

Автор: Жильцов Артем

Комментарии для сайта Cackle