• Курсы валют:
      USD 94.87
      EUR 104.74
19.11.2021

Тула — перекресток восьми дорог

Только перекресток этот не прямой, что порождает массу проблем для въезжающих в город оружейников. История длится не одно десятилетие, порождая порой самые необычные проекты решения проблемы. И все же, заверяют чиновники у власти, положительные тенденции намечаются. Реалии подсказывают, что, увы, даже не в ближайшую пятилетку

Если посмотреть на архитектуру большинства российских городов, может быть, за исключением приморских, станет понятно, что они имеют лучевую систему. Американский принцип квадратной сетки у нас не прижился. То есть так или иначе, такие города можно пересечь практически по прямой из конца в конец. И объездные дороги, как правило, строятся в таком случае по кольцевому принципу. Тула в этом плане — уникальный город. Подковообразная улица Советская еще исстари заложила тут другой принцип передвижения. И исправить, заложенную еще в Екатерининские времена схему, совершенно невозможно. Вместе с тем, город расстраивается, прирастает окраинами, и совершенно очевидно, что предпринимать какие-то определенные шаги, но придется.

Загадочный Восток

По сути, с этого направления в город есть всего один въезд — со стороны Новомосковского шоссе. Узкую и неудобную дорогу со стороны «Тулачермета» считать за «парадные врата» города довольно сложно. Тем паче, что можно упереться в перекрытый железнодорожный переезд. Да и ограничения там по большегрузам существуют.

Итак, что мы имеем здесь сейчас? Входящую трассу по принципу 2+1, которая ежедневно в часы пик стоит в многокилометровой пробке из-за дальнейшего сужения дороги на переходе в улицу Новомосковскую с путепроводом над Разанкой. Аналогичная ситуация складывается и с выездом из Тулы — улицы Оборонная и Староникитская, сходятся в узкое горлышко все той же эстакады. Ввод в эксплуатацию нового автовокзала «Восточный» тоже внес свою лепту в нагрузку дорожной сети в этом районе.

До последнего времени особо конкретных проектов решения проблемы не было. Лишь в середине сентября поступили конкретные предложения. Стал они возможно благодаря утверждению на градостроительном совете возведения в районе Осиновой горы нового микрорайона. Дополнительной нагрузкой для застройщика город потребовал сделать новую дорогу, соединяющую Новомосковское шоссе и улицу Защитников Тулы в микрорайоне Левобережный, чтобы новый жилой комплекс имел свой выезд сразу на трассу, минуя и без того перегруженную «Восточку». При этом само Новомосковское шоссе будут расширять до четырех полос — такая возможность есть при минимуме затрат.

После того, как Новомосковское шоссе будет расширено, предполагается провести реконструкцию примыкающей к ней части улицы Оборонной. Она также станет четырехполосной с выделенным дополнительным полотном для поворачивающих на Староникитскую. А теперь самое печальное: к проектированию первых этапов только приступят в 2022 году.

Суровый Север

Здесь двойная альтернатива: Красные ворота и Веневское шоссе. И оба въезда по сути упираются в проезды под железнодорожными путями. Коротко и емко — вполне достаточно для характеристики ситуации.

Да, в нынешнем году уже начата реконструкция северного подъезда к Туле — проводятся земляные работы, и до конца 2024 года планируется полностью реконструировать дорогу от поворота с М-2 к Красным воротам. Так, в 2022 году четырехполосным станет семикилометровый участок от развязки на 170 км до развилки. Минтранс держит все на контроле, чтобы не получился долгострой.

И все бы, кажется, легко и просто, но только если не вспоминать про сами Красные ворота — в два раза более узкие... Нет, конечно, и на эту проблему есть свое решение — вроде бы кто-то и где-то заявил, что рядом с имеющимя проездом будет пробит еще один тоннель. Вот только в общедоступных источниках информации об этом найти не удалось — ни проекта, ни предполагаемой стоимости, ни возможного согласования с железнодорожниками. Ну, и соответственно, сроков реализации строительных работ. А последние никак не уложить даже в год. Тут, в отличие от Демидовского путепровода, объездных путей для поездов не построишь. Резюме: в ближайшие пару лет проблема северного въезда в город решена не будет.

Разнообразный Запад

Западный въезд, наверное, самый «массовый». Тут и «Калужка» с перспективой на обводной путь, и Одоевское шоссе — одна из ключевых магистралей города — и улица Чмутова, и Алексинское шоссе или «Белые ворота». Все они — выезды из Тулы на федеральную трассу «Крым». Да, все они не так подвержено пробкам и заторам, как, например, то же Веневское шоссе, но даже небольшое ДТП порой делает проезд мучительным.

С учетом строительства новых микрорайонов — того же Петровского или ЖК Балтийский — нагрузка на эти выезды возрастает год от года. И если с «Белыми воротами» чисто физически ничего не поделать, а пытаться один из других выездов расширять., дабы сделать его основным, — нерационально. То решение видится в другом — необходимо построить новую дорогу, которая даст возможность съехать с Одоевского шоссе сразу к Маслово, откуда есть еще один выезд на «М-2». Проект строительства такой дороги уже получил положительное заключение госэкспертизы. Таким образом, новое шоссе соединит между собой ЖК «Петровский квартал» и Маслово, обеспечив транспортное сообщение с автодорогой Тула — Алешня. Длина проектируемого участка составляет 2 километра. Движение на дороге будет двухполосным. Каждая полоса — шириной 3,5 метра. Плюс полутораметровые тротуары для пешеходов.

Вопрос реализации проекта — ближайшие пара лет.

Насыщенный юг

Тут без особых альтернатив — Щекинское, оно же Орловское шоссе.

В данном случае сам въезд организован достаточно удачно. Но только до границы города, как и в случае с Новомосковским шоссе на западной окраине. Оно и понятно — уже в пределах города в транспортный поток вливаются машины с Рязанки, да и ширина проспекта, загруженного медленным общественным транспортом, не беспередельна.

В адрес длиннющих пробок в оба конца на Зеленстрое десятилетиями сыплются проклятия автомобилистов. Но проблема до сих пор не решена.

Пару лет назад «застрелили» тему переноса троллейбусного кольца подальше к окраине города, что частично сняло бы нагрузку с проспекта Ленина, а также создание его дублера. И если первый проект, судя по всему, благополучно отложен до неизвестных времен, то вот с дублером дела вроде бы обстоят гораздо лучше.

Так, в конце лета наконец-то было объявлено, что два участка протяженностью 257 метров — от ул. Вознесенского до ул. Рязанской и от ул. Г. Маргелова до пр. Ленина, 145 — благополучно сданы. Однако уже первые дни эксплуатации вызвали массу нареканий из-за странной организации движения. Вместе с тем, даже такой вариант решения проблемы — уже прогресс. Но пробки в «бутылочном горлышке» на участке между 9 Мая и эстакадой над Рязанкой так и не уменьшились. Видится в перспективе строительство еще одной дороги — от РТИ с прямым выходом на Калужское шоссе в районе нового спортивного комплекса. Проект такой презентовали еще лет десять назад, однако, воз и ныне там — возникли большие проблемы с собственником земель и солидными затратами на строительство «с нуля». Так что такового решения ждать в обозримом будущем не приходится.

Подводя итоги

А перспективы, выходит, у нас не самые радужные. Несмотря на реализацию в регионе национального проекта «Безопасные и качественные автодороги», совершенно очевидно, что только этого источника финансирования для реструктуризации всей дорожно-транспортной системы оружейной столицы просто категорически недостаточно.

Привлечение частного капитала — читай: навязывание, кроме социалки, еще и обустройство новых дорог застройщикам новых микрорайонов — тоже шаткий вариант. Хотя бы потому, что строители зачастую заявляют о своих планах, а реализуют их на деле или с большим опозданием, или и вовсе планы остаются только в бумажном воплощении. Вспомните, сколько жилых комплексов нам обещали за последние лет десять, а сколько их них реально хотя бы начали возводить.

Точечные решения, типа дублера проспекта Ленина, конечно, будут несколько снижать напряженность темы, но существенного облегчения не принесут. А по факту, скорее всего даже и этих маленьких шагов мы не дождемся раньше, чем через ближайшие года два-три.

Возможно, большую часть проблем сняло бы создание прииснопамятной ТКАД (аналога МКАД), задуманной еще в Генплане-71. Но это пока и вовсе из разряда фантастики — для нее надо хотя бы третью очередь Восточного обвода реализовать. А это уже как минимум миллиард рублей только для первого ее этапа, который тоже запланирован не раньше, чем на 2023-24 годы.

Так что в ближайшую пятилетку существенного улучшения обстановки с въездами в Тулу и пробками на них просто не ожидается.

Автор: Копытов Игорь

Комментарии для сайта Cackle