• Курсы валют:
      USD 93.44
      EUR 99.58
28.03.2018

Баташевы VS Демидовы. Металлургическое противостояние XVIII века в Туле

Рассказом о деятельности известных в Туле промышленников Баташевых продолжается наш проект «Тула предпринимательская» . Напомним, это уникальный проект сетевого издания «Центр 71», направленный на популяризацию предпринимательской деятельности в регионе и формирование положительного образа бизнесмена.  В публикациях мы расскажем о самых выдающихся представителях тульского бизнес-сообщества, обозначим основные вехи развития предпринимательства в Тульской губернии, опишем огромный вклад бизнесменов в развитие региона в целом, а также попытаемся затронуть наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются современные предприниматели.

Фамилия Баташевых у многих туляков ассоциируется с самоварами, массовое производство которых началось в XIX веке. И мало кому известно, что основоположниками известной династии являются Баташовы-металлурги — талантливе промышленники, которые, кстати, в бизнесе были главными конкурентами Демидовых . Причем поначалу отношения были дружескими, но с расширением предпринимательской деятельности династии перешли на более деловой уровень общения, а позже - даже в какой-то степени враждебный. Историки пишут о случаях, когда предприниматели целенаправленно вредили друг другу, подтапливая, например, конкурирующие фабрики.

 
БАТАШЕВ ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ

 

Иван Тимофеевич Баташев считается основателем династии. Фамилия была распространена в Туле еще в XVII веке. У рода Баташевых существовало несколько ветвей, в трех из них в начале XVIII века появились крупные металлургические заводчики.

В начале XVIII века считался грамотным специалистом в области металлургии. По этой причине его привлекали к организации работ на казенных заводах. Историк Игорь Юркин в книге «Летопись тульского предпринимательства» пишет, что первой мануфактурой Баташева «стал Тульский завод, построенный на Тулице в районе деревни Комарки несколько выше завода Никиты Демидова. Его строительство началось в 1716 г., завершилось в 1717 г. Работал на руде, добывавшейся к югу от Тулы в Малиновой засеке» .

«Отношения между Баташевым и Демидовым первоначально носили вполне добрососедский характер. Демидов помог Баташеву приобрести землю, на которой позднее был построен завод...».

«Когда последний начал строительство на месте мельницы металлургического завода, отношения ухудшились. С пуском завода они стали откровенно враждебными. Демидов, регулируя уровень воды в своем заводском пруду, в течение нескольких лет подтапливал завод Баташева, чем наносил конкуренту значительный материальный ущерб».

 

Баташевский завод в Выксе

 

Баташев жаловался властям на то, что из-за простоев он терпит убытки. Но Демидову удавалось противостоять и им. И когда Баташев понял, что стабильно работать рядом с заводами Демидова у него не получается, он решил построить завод подальше от владений Демидова и перенести туда производство железа. Так и случилось — он арендовал землю в Медынском уезде. И построил там завод. Производство на нем, по данным историка Юркина, началось, вероятно, в 1728 году.

Продукцию своих предприятий Баташев реализовывал не только в России, но и за рубежом, отправляя ее морем через Петербургский порт.

 

"
И успех, и неудачи Баташева — это во многом успех и неудачи, опосредованно или намеренно спланированные Демидовым.


"
 

«И.Т. Баташев - самый первый из тульских промышленников, попытавшихся повторить блестящий предпринимательский успех своего земляка Никиты Демидова. Он довольно точно воспроизвел сценарий его предпринимательского развития, за тем, однако, исключением, что, не имея для этого возможности, не «зацепился» за Урал. Баташев и в дальнейшем во многом копировал действия Демидова-предпринимателя. Проявлявшаяся в этом внутренняя несамостоятельность, в конечном счете, сыграла против него: для собственного строительства он выбрал не только тот же район, что первоначально Демидов, но и ту же речку, на которой в опасной близости стоял демидовский завод. И успех, и неудачи Баташева—это во многом успех и неудачи, опосредованно или намеренно спланированные Демидовым», - пишет Игорь Юркин.

Безусловная заслуга Ивана Тимофеевича Баташева состоит в том, что он, несмотря на жёсткую конкуренцию, сумел не только сохранить собственное производство, но и, уйдя от влияния Демидовых, основал крупную металлургическую династию, в последствии добившуюся немалых успехов.

«В 1734 г., пребывая в «жестокой болезни», И.Т. Баташев составил завещание, в котором передавал своим сыновьям относительно независимые части своего промышленного хозяйства: Александру — Медынский завод, Родиону - Тульский. Из них большего успеха добился Родион Иванович (ок. 1711–1754, по другим данным 1756). Надеясь за счет внешнего источника преодолеть упадок, в которое пришло собственное промышленное хозяйство, Александр в 1739 г. заявил, что произведенный ранее раздел отцовского наследства несправедлив и потребовал передела имущества. Но в феврале 1740 г. он умер, и Родион купил у его наследников Медынский завод», - рассказывает Юркин. - «Поскольку молотовое хозяйство Тульского завода не справлялось с переработкой производимого на нем чугуна, кроме того руда, доставлявшаяся на Медынский завод, была недостаточно высокого качества, Родион решил остановить на нем доменное производство, превратив его в молотовый».

«Р.И. Баташев построил Изверский молотовый завод на реке Извере. Он был пущен в сентябре 1750 г. Оба железоделательных предприятия перерабатывали чугун его Тульского завода. На нем при Родионе помимо производства передельного чугуна выполнялись и особые, в том числе достаточно сложные и ответственные заказы, такие, например, как отливка чугунных украшений для зданий, возводившихся по проектам Ф. Б. Растрелли — дворцов Бирона в Курляндии и Андреевской церкви в Киеве (1751)».

БАТАШЕВ АНДРЕЙ РОДИОНОВИЧ

 

Андрей Родионович Баташев — внук основателя промышленной династии Ивана Тимофеевича и старший сын Родиона Ивановича. Занимался предпринимательством вместе с братом Иваном. По утверждениям историков, доминирующая роль в бизнесе принадлежала Андрею. 18 января 1783 года оба брата были восстановлены в дворянском достоинстве, которым, как утверждали сами братья, обладали их предки.

Что досталось братьям от отца в наследство:

- Тульский завод,
- Медынский (Грязненский) завод,
- Изверский завод.

Как пишет Игорь Юркин в книге «Летопись тульского предпринимательства»:

«К самостоятельной предпринимательской деятельности они приступили не позднее начала 1755 г. По сенатскому указу 1754 г. о закрытии металлургических и стекольных заводов, расположенных ближе 200 верст от Москвы, все их предприятия подлежали ликвидации. Для Тульского завода удалось добиться отмены решения. Попытки сохранить остальные окончились неудачей.
В феврале 1755 г. братья обратились с просьбой разрешить им построить завод на р. Унже в Касимовском уезде на арендованной ими земле у села Ермолина; разрешительный указ был дан 3 марта 1755 г. Передельное производство на заводе было пущено уже 20 окт. того же года, несколько позже была задута домна.

В дальнейшем, сохраняя старый Тульский завод (был остановлен лишь в 1762 г.), новое строительство братья вели исключительно в районе Средней и Нижней Оки, что сыграло определяющую роль в формировании и последующем развитии Приокского горнопромышленного района».

 


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Андрей Родионович Баташев


Родился в 1729 или начале 1730-х.

Умер 19 декабря 1799 года в Петербурге.

Был трижды женат; первая жена Евфимия Семеновна была дочерью С. И. Пальцова, тестя Акинфия Никитича Демидова, главного приказчика на Тульском заводе последнего.

Поддерживал с Демидовыми и деловые отношения. На одном из баташевских заводов отливались чугунные украшения для петербургского дома Н. А. Демидова.

 

 

 

 

 



 

В предпринимательской деятельности Баташевых очень острой была потребность в квалифицированных рабочих кадрах. Особенно после 1762 года, когда не дворянам запретили покупку крепостных крестьян.

Несмотря на кадровые трудности, в Приокском районе Баташевы, по данным Игоря Юркина, после Унженского построили следующие заводы:
- Гусевский доменный и молотовый (Владимирская губерния.; пущен в 1759 г.);
- Выксунский доменный и молотовый (Арзамасский уезд Нижегородской губернии; пущен в 1766 г.);
- Велетьминский молотовый (там же, где и Выксунский; пущен в 1770 г.);
- Железницкий и Пристанской молотовые (Ардатовский уезд Нижегородской губернии; пущен в 1779 г.);
- Верхнеунженский (Рудневский) доменный и молотовый (Муромский уезд Владимирской губернии; пущен в 1783 г.).

Помимо постройки собственных, Баташевы еще и покупали заводы у «коллег»-предпринимателей.
Так, «В 1776 г. Баташевы купили заводы: у Е. В. Рознатовского Илевский доменный и молотовый...,  у князя П.И. Репнина Еремшинский доменный и молотовый... Расширение хозяйства преследовало цель оптимизировать взаимодействие между производствами: завод Верхнеунженский снабжал чугуном Гусевский, на Железницком заводе обрабатывались артиллерийские орудия, отливавшиеся на Выксунском и т.д.», - пишет Юркин.

 

!

Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. заводы Баташевых выполняли ответственные заказы казны: для нужд флота на них было изготовлено:


- 1685 пушек, единорогов и фальконетов;
- не менее 15 тыс. 200 пудов снарядов (ядер, бомб, гранат, дроби);
- в 1773–1774 гг.— 431 корабельный якорь.

Рассвет хозяйства Баташевых приходится на вторую половину XVIII века, когда их хозяйство было третьим в России после Демидовых и Яковлевых. Братья владели 18-ю заводами, 14 из которых построили сами.

 

"

В 1800 г. на долю предприятий Баташевых приходилось ок. 12% выплавленного в России чугуна, то есть каждый восьмой его пуд был выплавлен Баташевыми. Значительная часть этой продукции реализовывалась на ярмарках.

 

"

В 1783 году случился раздел имущества братьев. Андрею Родионовичу достались заводы с центром во Владимирской губернии: Еремшинский, Гусевский, Илевский и Верхнеунженский. Позже, ведя самостоятельную предпринимательскую деятельность, он возвел еще несколько заводов:

- Вознесенский молотовый (Темниковский уезд Тамбовской губернии; пущен в 1784 г.);
- Сынтульский доменный (Касимовский уезд; пущен в 1787 г.);
- Мердушевский доменный (Темниковский уезд; пущщен в 1791 г.).

На момент смерти принадлежавшая ему собственность включала семь заводов, дома, мельницы, обширные земельные владения с десятками сел, деревень и более 10 тысяч зависимого населения в Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Тамбовской и Тульской губерниях.

«После смерти Андрея Родионовича принадлежавшие ему заводы перешли в 1802 г. к его старшему сыну Андрею Андреевичу Баташеву (1755 или 1756 – 9 авг. 1816 г.), который в 1815 г. перевел все имущество в собственность жены Феклы Матвеевны, - пишет Игорь Юркин. - По состоянию на 1834 г. имение стоило 6 млн 642 тыс. руб. В 1835 г. имущество с учетом интересов наследников нескольких ветвей рода переделили, образовав 7 частей.

Илевский и Вознесенский заводы достались Петру Андреевичу, Еремшинский и Мердушевский — гвардии полковнику Силе Андреевичу, Гусевский, Сынтульский и Верхнеунженский — Ивану Андреевичу Баташевым. Раздробленное, неадаптированное к изменявшейся экономической ситуации хозяйство в XIX в. пришло в упадок. Заводы П.А. Баташева после его смерти были проданы в обеспечение долгов; заводы С.А. Баташева также перешли в чужие руки. Из Баташевых их сохранил только сын И.А. Баташева Иммануил, живший на Гусевском заводе и реконструировавший его».

Дом Баташевых. Тула, ул. Наб. Дрейера, д. 14. Сегодня в здании расположен ГУЗ Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом

В книге 2-й ревизии Андрей Родионович Баташев записан в тульском дворе своего отца Родиона Ивановича Баташева в приходе церкви Рождества Христова, что в Казенной слободе (она же Николо-Зарецкая). По-видимому, это был тот же участок, который в 90-х гг. XVIII в. принадлежал ему в 3-й городской части (Заречье), в Оружейной слободе рядом с участком Демидовых к югу от Вознесенской церкви.

В начале этого десятилетия большую часть квартала занимали два двора А. Р. Баташева с тремя каменными постройками в них. Одной стороной его владение выходило на берег реки Упы.

Не позднее 1793 г. А. Р. Баташев подал прошение о даче разрешения на строительство дома на своем участке в Заречье. Летом следующего 1794 г. такое разрешение, а с ним и фасадный чертеж, он получил. В ходе последовавших за этим работ усадьба к началу нового столетия была радикально реконструирована: стоявшие раньше в глубине дворов каменные дома исчезли, вдоль набережной был возведен новый дом А. Р. Баташева — здание протяженностью более 50 м, в перестроенном виде сохранившееся до наших дней (наб. Дрейера, бывш. Больничная, 14).

В 1804 г. Баташев передал свой тульский дом Приказу общественного призрения, а тот в свою очередь отдал здание учрежденному в Туле в 1801 г. Александровскому училищу для детей бедных дворян Тульской губернии (открыто 16 февраля 1802 г., в 1817 г. наименовано военным). В 1830 г. на базе училища был создан Александровский кадетский корпус, размещавшийся в том же здании.

 

БАТАШЕВ ИВАН РОДИОНОВИЧ

 

Первоначально занимался предпринимательской деятельностью (связанной в основном со строительством и эксплуатацией доменных и железоделательных заводов) совместно с братом. В 1783 г. промышленное хозяйство и прочее имущество братья разделили, после чего каждый управлял своей частью самостоятельно.

Иван получил в единоличное владение предприятия с центром в Нижегородской губернии— заводы:
- Унженский;
- Выксунский;
- Велетьминский;
- Железницкий.

Вскоре в Ардатовском уезде в 23 верстах от Выксунского он построил Сноведский доменный и молотовый завод (был пущен в 1784), имевший две домны и молот, - пишет Игорь Юркин в книге «Летопись тульского предпринимательства».

 


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Иван Родионович Баташев


Родился около 1733 года, по другим данным — в 1741.

Умер 28 января 1821 года в городе Выксе.

По рождению казенный кузнец Оружейной слободы г. Тулы.

Был дважды женат; первая жена, Дарья Илларионовна, приходилась дочерью тульскому купцу и мануфактуристу Л.И. Лугинину. От этого был сын Иван.

Первоначально И. Р. Баташев жил преимущественно в Туле. После перехода управления заводами от отца к братьям, у них сложилось разделение труда, в соответствии с которым Иван большую часть времени «для коммерческих и других дел» пребывал в столицах.

 

 

 


 

В г. Выксе Нижегородской области сохранился историко-архитектурный комплекс, включающий построенный в 1760-х гг. трехэтажный дом, в котором жил И. Р. Баташев и его семья, а позднее - наследники его заводов. Памятник музеефицирован.

«По темпам ввода в строй новых производственных мощностей Иван в XVIII в. несколько отставал от брата, однако и он добился значительных успехов, - делает выводы Игорь Юркин. - К принадлежавшим ему заводам со временем он прибавил Верхнежелезницкий молотовый завод (пущен в 1800 г.) и проволочную фабрику на р. Железнице (в 1803 г.). Управление промышленным комплексом осуществлялось из Главной конторы, находившейся при Выксунском заводе (при нем жил и хозяин); аппарат управления на местах составляли управители и приказчики».

Иван Родионович Баташев на своих заводах широко использовал принудительный труд. В 1815 году почти 11 тысяч мастеровых и крестьян принадлежали ему. А на год смерти предпринимателя число работников достигало уже 12,5 тысяч человек.

Историками упоминается сохранившийся выразительный, возможно, несколько приукрашенный, словесный портрет Ивана Родионовича Баташева, составленный вскоре после его смерти:

«Иван Родионович Баташев имел характер твердый, постоянный, ум наблюдательный, рассудок здравый, хотя не пылкий. Обдумав что-либо основательно, он принимался за дело, и, предприняв однажды, оканчивал, не смотря несмотря ни на какие затруднения. Сердце его легко раскрывалось человеколюбию и чувствованиям дружбы и благодарности. В домашней жизни любил мир и тишину, от того на вещи неважные смотрел сквозь пальцы. Не получив воспитания тщательного, он заменял оное любовию к чтению, читал с выбором и пользою и покровительствовал наукам и художествам.

Был бережлив, но жил всегда без скупости и не жалел тратить важных сумм на дельное… Попечения о довольстве людей были всегдашнею его заботою и уподоблялись попечениям отца о детях…»

«Как видим, его отношения с подчиненными (от приказчиков до крестьян) строились на основе патернализма, что было достаточно типично для дореформенной экономики России, еще далекой от свойственных капитализму форм отношений между трудом и капиталом», - делает выводы историк Юркин.

«Иван Родионович, — продолжает биограф, — любил Русское; позволял художникам своим изобретать и делать опыты несколько раз для достижения совершенства, хотя бы то и дорого стоило. Пригласить иностранца было бы дешевле, но любовь к Русскому решала (то есть принуждала. – И.Ю.) его жертвовать выгодами, чтоб иметь удовольствие сказать: это сделал Русский художник. От сего в имении сем есть самоучки, делающие честь художествам».

В сравнении с предприятиями, основанными своим братом, которые не справились со спадом производства и, сохранив узкую специализацию (продолжали выпускать полосовое железо), в начале XIX в. вступили в период глубокого кризиса, положение на заводах Ивана Родионовича Баташева (пережившего брата более чем на два десятилетия) было более благополучным.

«После его смерти промышленника Выксунский, Унженский, Велетминский, Сноведский, Железницкий и Верхнежелезницкий заводы вместе с 12,5 тыс. зависимых работников (в том числе крепостных) и почти 150 тыс. десятин земли в 1821 г. по наследству перешли к его внучке Дарье Ивановне, вышедшей замуж за генерал-лейтенанта Д.Д. Шепелева, управлявшего заводами (после смерти жены — в качестве опекуна) до 1834 г», - приводит архивные данные Юркин.

Предприятия расширяли ассортимент, выпускали не только продукцию металлургии, но и бытовые товары, машиностроительные изделия.  Иван Родионович был инноватором — охотно внедрял творческие новшества и усовершенствования. С экономической точки зрения это тормозило рост себестоимости продукции и повышало ее качество.

«Заводы Баташевых и их наследников в первой половине XIX в. оставались наиболее значительным производственным комплексом Приокского горнопромышленного района, - резюмирует Юркин. - С 1820-х гг. эти заводы (сначала Гусевские, позже Выксунские) перешли в сбыте продукции на систему «заторжек» - продаж по письменным требованиям покупателей, заменившую прежний сбыт на ярмарках. Это означало частичную утрату заводами самостоятельности (теперь их продукция изготавливалась не для свободного рынка, а по контрактам с продавцами железа, со временем превращавшимися в совладельцев предприятий), однако позволяло уменьшить негативное влияние на производство колебаний рыночной конъюнктуры.

Со второй половины XIX в., с развитием металлургической промышленности на юге России, баташевские заводы утратили свое значение».


Юркин И.Н. Баташев Иван Тимофеевич//Летопись тульского предпринимательства.Тула, 2016. С.48-50.
Юркин И.Н. Баташев Андрей Родионович//Летопись тульского предпринимательства.Тула, 2016. С.50-52.
Юркин И.Н. Баташев Иван Родионович//Летопись тульского предпринимательства.Тула, 2016. С.52-54.

© Материал подготовлен при информационном содействии Центра поддержки предпринимательства Тульской области

 

 

Комментарии для сайта Cackle