Спецпроект «Центр71»: Тульские стиляги наряжались в буфете и танцевали на «сковородке»
В этом номере «Центр 71» рассказывает о том, как протекала культурная жизнь туляков в послевоенные годы
Назвать насыщенной культурную жизнь столицы оружейников в конце 1940-х годов сложно. В годы войны и сразу после люди думали лишь о том, как выжить среди голода и разрухи. Но с наступлением пятидесятых все меняется. С подъемом экономики страны, растет и тяга к прекрасному, которая выражается у туляков в строительстве новых дворцов культуры, кинотеатров, проведении маскарадов и даже в появлении стиляг. Самые яркие моменты трех послевоенных десятилетий в своей книге «Тула. XX век: подробности» описала наша землячка Ирина Парамонова.
За пожар в юбилей Сталина отдали под суд
Послевоенные годы отличались очень жесткой цензурой, которая распространялась на все сферы жизни, в том числе и на культурную. За неугодные пьесы, литературные произведения и т. д. могли даже покарать заключением под стражу.
«24 сентября 1946 года местная пресса напечатала доклад Жданова, обличавший творчество Анны Ахматовой и Михаила
Зощенко», - рассказывает книга. – «Через несколько дней в Доме офицеров собрался актив работников
искусств Тульской области. На орехи досталось руководству драматического театра: за девять месяцев на его сцене
поставили лишь одну советскую пьесу, а четыре пьесы вошли в список ВКП(б) как «безыдейные». Руководство
театра отделалось выговором и обещанием в ближайшее время сыграть «Браденбургские ворота» Светлова
и «За тех, кто в море» Лаврентьева. Коллективы Театра юного зрителя и театра кукол избежали репрессий».
Вот как еще описывается жизнь деятелей культуры во времена репрессий.
«21 декабря 1949 года в Туле сгорел цирк. Он располагался в деревянном здании (строилось по специальному проекту в 1925 году на 1360 зрителей на ул. Советской напротив ул. Пирогова). Огонь бушевал так сильно, что языки пламени и клубы дыма были видны даже с окраин. Пожар в самом центре города вызвал в Туле массу разговоров, и не только потому, что туляки лишились излюбленного места отдыха. В разгуле огненной стихии власти усмотрели политику: все случилось в день 70-летнего юбилея Сталина. Под суд отдали директора цирка. Его защищал лучший адвокат Советского Союза Миловидов. Судебное разбирательство закончилось оправдательным приговором».
«Прогульщиков» вылавливали в кинозалах
Стремительными темпами входит в жизнь людей кино. Горожане массово спешат на сеансы. Так в «1948 - 1949 годах
в тульских кинотеатрах им. Степанова (на пересечении ул. Степанова и ул. Ложевой – прим. ред.), им. Бабякина
(на пр. Ленина на месте ТЦ «Парадиз» – прим. ред.) и в «Форуме» (на месте бывшего
кинотеатра «Родина» на пр. Ленина – прим. ред.) больше всего зрителей собрали фильмы «Встреча
на Эльбе», «Александр Невский», «Молодая гвардия», «Первоклассница»
и «Сказание о земле Сибирской».
«9 августа 1957 года один из самых старых тульских кинотеатров — им. Бабякина получил «широкий
вогнутый экран, создающий впечатление объемности». Качественная картинка сопровождалась хорошим звуком,
в «Бабякине» колонки стояли во всех углах зала, а не за спиной, как в других кинотеатрах».
«В ноябре 1948 года в Тулу на гастроли приезжал негр Вейланд Родда — актер Московского театра им. Станиславского, снявшийся в «Пятнадцатилетнем капитане» и «Томе Сойере». Для тех времен это стало настоящим событием для горожан. В билетных кассах было не протолкнуться.
Такая популярность кинематографа вызвала усиленное строительство новых кинотеатров, которое описывает книга:
«Одно из самых ярких событий 1950 года произошло 16 декабря: в Пушкинском сквере открылся кинотеатр «Центральный».
Его строили пленные немцы. Летом 1950 года по решению городского комитета ВКП(б) о форсировании работ здесь вводятся
методы народной стройки. Тульская милиция и гармонщики вели земляные работы. За один день они подняли 150 кубометров
земли, а потом еще поднесли к стройплощадке 5000 штук кирпичей. По районам города были поделены штукатурные и
отделочные работы: пролетарцы обрабатывали наружную стену слева, жители Привокзального района — справа,
Центральному району достался фасад, а зареченцам — внутренняя отделка.
В ноябре 1950 года город получил новый кинотеатр с двумя залами на 400 мест, но первых зрителей он принял лишь в
декабре. В первые дни в обоих залах крутили документальные ленты «В. И. Ленин», «Под знаменем
мира» и «За мир во всем мире». Лишь под Новый год показали художественный фильм «Истребители».
Каждый день перед вечерним сеансом в фойе кинотеатра играл «концертный ансамбль».
К слову, в октябре-декабре 1950 года в области открылось еще два больших кинотеатра на 300 мест каждый —
в Богородицке и Белеве.
31 августа 1961 года на ул. Агеева в Туле открылся еще один широкоэкранный кинотеатр «Космос». В
зрительном зале на 500 человек отряды дружинников механического института регулярно устраивали рейды и возвращали
в аудитории студентов, «закалывающих» лекции».
Музейные экспедиции
В своей книге Ирина Парамонова рассказывает и о развитии музейного дела: «в июне 1949 года завершила работу
экспедиция областного Краеведческого музея и Института материальной истории АН СССР по исследованию «засечной
черты». На пути Венев — Тула — Одоев — Белев обнаружили и зарисовали сохранившиеся со
времен Ивана IV крепости, валы и другие укрепления».
Пережившее нашествие захватчиков родовое гнездо великого классика Льва Толстого, восстанавливали. Уже в июне
1951 года «в Ясной Поляне отметили 30-летие музея-усадьбы. В юбилейный год музей посетили 45 тысяч человек,
через заповедник прошли 70 тысяч человек».
Чуб как у Элвиса и ботинки с квадратными носами
После смерти Сталина в марте 1953 года жизнь становится вольнее. Книга гласит:
«28 августа 1955 года в Тульском центральном парке состоялся первый городской молодежный карнавал. На парковых
аллеях висели гирлянды электрических фонарей, веселые карикатуры и плакаты. Несколько тысяч молодых туляков в
карнавальных костюмах, с длинными носами на резинках и в высоких колпаках вместе с массовиками-затейниками веселились
до полуночи. С наступлением темноты в центре парка устроили фейерверк из сотен ракетниц. Ровно в полночь под звуки
кремлевских курантов и гимна Советского Союза карнавальное костюмированное шоу закончилось».
В 1956 году в нашем городе появились первые стиляги. Книга «Тула. ХХ век: подробности» сообщает: «Центром тогдашней тусовочной жизни становится ДК оружейного завода на ул. Володарского в Заречье. Здесь собираются тульские студенты и рабочие потанцевать, поменяться новыми пластинками для «радиолы», узнать последние сплетни из мира моды о широченных галстуках, брюках-бриджах, чубах как у Элвиса и лакированных ботинках с квадратными носами».
«Парни в узких брюках и китайских галстуках, а девушки в коротких юбках и туфлях на «микропорке»
собирались на «подиуме». Так назывался участок улицы Коммунаров от ул. Советской до Гоголевской. Молодежь
вместе шла на танцы, проходившие на открытой площадке у Дома офицеров - «сковородке».
«Раскрепощается и женская мода. Широченные шаровары, блузка с бантом и тенниски становятся для тульских
девчонок повседневной одеждой. Входят в моду короткие и стильные женские стрижки, лакированные туфли на широком
квадратном каблуке — такие в Туле можно было купить только у спекулянтов, например, в буфете кинотеатра
«Центральный», за 350 рублей».
Первое дело о порнодельцах
Ирина Парамонова не обошла в своей книге и такой не красящий жизнь послевоенной Тулы факт как появление порнографии: «Естественным проявлением раскрепощения и свободы в Туле стала первая волна сексуальной революции с «центрами» в механическом и горном институтах. Именно здесь в декабре 1956 года возбуждается первое в Туле уголовное дело о порнографии. Пятеро студентов-первокурсников механического института «снимали» местных девчонок, кого по доброй воле, кого насильно, а моменты утех фиксировали на фотокамеру. В суде порнографические снимки стали главными уликами. Трем студентам дали от четырех до шести лет колонии, четвертому — год, а пятый отделался условным сроком по малолетству».
Телевидение идет в массы
В 50-х годах в домах туляков массово появляются телевизоры. В книге этот прогресс описан так:
«В 1954 - 1955 годах все больше жителей области становятся телезрителями. Если в октябре 1955 года в Тульской
гарантийной мастерской было зарегистрировано всего 200 телеприемников, то к началу декабря число телевизоров выросло
до 1100. Передачи Московского телецентра кроме туляков смотрели жители Алексинского, Заокского, Болоховского и
Суворовского районов. В Алексинском районе, например, к концу 1955 года работали 200 телевизоров «Темп-2»
- массивных ящиков с линзой для увеличения изображения крошечного экрана.
С 1 марта 1958 года жители области стали смотреть передачи Сталиногорского телецентра, через его антенну в Тулу ретранслировались программы московской студии. Количество телевизоров в Туле приближается к пятитысячной отметке, и городская артель «Мебельщик» начинает массовый выпуск столиков под телевизор и радиолу из бука и дуба».
Появление новых ДК, библиотек и театров
«5 января 1957 года в Туле открылся ДК Железнодорожников. Во дворце культуры был один из самых больших залов в городе на 1000 мест плюс малый зал на 250 зрителей, читальня, библиотека и комнаты для кружковых занятий...
11 октября 1956 года в доме с беседкой на Первомайской открылась детская областная библиотека. В ее фондах в тот
момент насчитывалось 25 тыс. книг...
В 1960 году постоянную прописку на ул. Советской обрел Тульский областной театр кукол, до этого ставивший спектакли
по школам, детским садам и пионерлагерям. При этом за пять лет актеры умудрились отыграть 2300 спектаклей, которые
посмотрели 600 тыс. зрителей...»
Это интересно
К VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов (июнь-август 1957 года, Москва) тульские школьники вырастили и отправили в столицу 10 000 белых голубей.