Автовокзал Тулы, достойный звания аэропорта
Попытки вынести автовокзал и автостанцию за пределы центра Тулы предпринимались неоднократно. И в середине прошлого века, и в последнее время. Вспомним самый масштабный и проектов.
Родился он опять же в рамках пресловутого генерального плана Тулы 1971 года. Согласно проекту, разгружались улицы западного и южного направления — Станиславского, 9 Мая, Симидович, Болдина, Свердлова (ныне Староникитская) и, безусловно, проспект Ленина.
Поскольку уже в те времена было совершенно ясно, что поток междугороднего общественного транспорта неизбежно растет, главной задачей было расширение парковочных площадей для автобусов — напомним, что тогда на маршрутах работали только машины большой вместимости типа канувших в Лету «Икарусов». Ну и, конечно, самого зала ожидания.
Был спрогнозирован пассажиропоток в перспективе на 25 лет вперед — срок действия генплана. В результате родилось четырехэтажное здание по внутренним площадям превосходящее даже существовавший в те годы в Туле аэропорт. Пропускная способность его составляла бы до 13 тысяч пассажиров в сутки — порядка 250 автобусов в день!
Внутри предполагалась весьма разнообразная инфраструктура — несколько столовых (в том числе для обслуживающего персонала и водителей), кафе, несколько небольших магазинов со всеми необходимыми для путешественников товарами. А еще кинотеатр и даже... небольшая библиотека с читальным залом. В списке разве что дьюти-фри зоны не хватает.
Располагаться красавец автовокзал должен был на Зеленстрое — тогда еще только перспективной зоне застройки. Территориально — примерно рядом с совхозом «Декоративные культуры».
Совершенно понятно, что планам этим в жизнь воплотиться уже не дано. Хотя бы потому, что места эти уже отданы под жилую застройку. Оценить красоту и масштабность сооружения можно по имеющемуся проектному снимку.
Дубль два, дубль три и так далее
Впрочем, идея вынести пригородные и междугородние транспортные узлы на окраины Тулы, выстроив новые просторные здания, не раз и не два посещали тульских градоначальников.
Пауза наступила разве что в середине 90-х — начале 2000-х, когда вообще было сложно планировать что-то масштабное. Именно в тот промежуток времени родилась идея реконструкции существующего автовокзала на проспекте Ленина. Парковочную зону для автобусов предполагалось расширить за счет дворовой территории за гостиницей «Тула» — сейчас там находится «Спар». К самому двухэтажному домику пристроить еще два крыла.
Но тоже не сложилось.
Вместо двух узлов — четыре
Не так давно на градостроительно-земельном совете было озвучено, что в Туле появятся две новые автостанции. При этом и существующая зареченская станция и пресловутый автовокзал на проспекте Ленина, 94 останутся на месте.
Итак, один из новых транспортных узлов из них предполагается построить на выезде с улицы Октябрьской, в районе троллейбусной станции «Северная». Другой — на Оборонной, 83 — в районе пряничного производства.
С каждой из двух создаваемых станций предусмотрено порядка 950 отправлений в сутки. Кроме строительства современных зданий, обе автостанции предполагают организацию масштабных площадок под стоянку пригородного пассажирского транспорта и автобусов, следующих в Москву.
Что ж, время покажет, насколько эти очередные проекты окажутся реализованными на деле.
Фото из архивов автора.
Автор: Копытов Игорь