• Курсы валют:
      USD 92.13
      EUR 98.71
22.11.2019

Можно ли в Туле стать богатым и знаменитым, рисуя копии картин великих живописцев?

Сегодня популярным западным трендом стало приобретение для частных коллекций официальных копий полотен знаменитых художников. А законодателем моды тут вновь оказалась Поднебесная, где, кажется, могут создать копию чего-угодно и продать ее по более низкой и привлекательной цене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дело дошло до того, что в Китае есть целая деревня Дафен, жители которой специализируются на создании копий мировых шедевров. Здесь находится более 600 галерей и мастерских, в которых работают более пяти тысяч художников. В общей сложности в деревне Дафен создается более 5 миллионов картин каждый год стоимостью от 200 юаней (примерно 2 000 рублей).

На днях в Выставочном зале Тульского отделения Союза художников России открылась экспозиция тульского живописца Андрея Чукина – известного талантливого копииста итальянских мастеров эпохи Ренессанса – «Здравствуй, Леонардо!»

Андрей – уроженец Тульской области, чьи работы находятся в Тульском музее изобразительных искусств, Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова, в музее-усадьбе А. Т. Болотова, доме-музее Альбрехта Дюрера в Нюрнберге (Германия), Музее современного искусства мэрии Парижа (Франция) и многих частных коллекциях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как ясно из названия новой выставки, большая часть экспозиции посвящена копиям известнейших картин Леонардо да Винчи.

– Выбор темы неслучаен, ибо Италия вообще моя любовь, я там бываю, работаю, пишу не только копии, но и пейзажи. А выбор в пользу картин именно Леонардо пал из-за его 500-летия, отмечаемого в этом году, – поясняет Андрей Чукин. – Но это не говорит о том, что я ограничиваюсь в своем творчестве исключительно эпохой Ренессанса. Сейчас вот планирую делать целую серию копий работ известных художников, которые когда-то находились в «Эрмитаже», но в начале 30-х были проданы за границу. Конечно же, хотелось бы поближе познакомиться с этими картинами, но они труднодоступны сегодня, поскольку находятся в Национальной галерее США.

– Чаще всего рисуете по фотографиям или есть возможность работать с оригиналами?

– Конечно, если есть возможность видеть сам оригинал, – это многое дает! Существуют просто такие нюансы, которые не улавливаются по фотографии при работе с экрана. Поэтому могу с гордостью заявить, что большая часть тех картин, что сейчас на выставке, – это мой живой контакт с оригинальными полотнами. К сожалению, я не работаю, как реставраторы – в «тепличных условиях», в специально отведенных помещениях, со специальным хорошим освещением. У меня самые обычные условия большинства современных копиистов. Подчас приходится делать эскизы, изучать поверхность картины в экспозиционых залах музеев, когда вокруг толпы беспардонных туристов.

– Краски особенные используете, пытаетесь ли вы состарить специфическими методами копии под состояние оригинала?

– Это зависит от цели, которые ставит перед собой художник. Сами по себе качественные краски – это очень важно. Большое значение играют пигменты, потому что у каждого из них свои особенности реакции с другими красками, полотном. В конце концов мы не можем быть стопроцентно уверены в цветовой палитре картины 500 лет назад.

Время – это тоже большой художник. Бывает так, что когда-то использовали пигмент зеленого цвета, но со временем он перецвел в тот же коричневый. Каким рисовать мне элемент картины? В таком случае я экспериментирую. Выбираю тот цвет, который мне самому нравится, хорошо гармонирует с остальным на полотне. Мне кажется, я имею право оставить тот, который сочту нужным. Я же художник, а не реставратор!
Кстати, вот сейчас в экспозиции есть картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – у меня на ее дальнейшую реконструкцию уйдет еще года два как минимум – там много интересных цветовых нюансов. Так что тот вариант, что можно увидеть, – еще не окончательная копия.

– А вообще, как вам в голову пришло специализироваться на копиях?

– Когда я еще только обучался живописи, копирование считалось несколько враждебным направлением искусства. Даже преподавалось исключительно на отделении реставрации и в стенах считанных в нашей стране вузов – Петровской художественной академии, например, и Суриковском училище.

Я же пришел к этому сам, в первую очередь, для создания своей собственной коллекции, более плотного изучения классиков, совершенствования своей техники письма. Ведь те произведения искусства, которые я копирую, находятся в весьма недоступных для общего осмотра местах. А мои работы – это прекрасная возможность посмотреть на шедевр вживую для всех желающих. Я часто устраиваю, например, экскурсии по своей коллекции для воспитанников художественных школ.

– Копиист – коммерчески выгодное для вас лично направление творчества?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Я копирую не совсем рыночных авторов и сюжеты. Их заказывают довольно редко, и в основном музеи. При этом оговаривают, что это не коммерческий проект. Копии выполняют культурно-просветительскую миссию. Я на этом не зарабатываю.

– А как же опыт Поднебесной?

– Там художники поставили копирование художественных шедевров на поток, да, но качество традиционно китайское. Быстро и много – не значит хорошо. То, что и как они рисуют, – типичный ширпотреб в угоду потребительскому спросу.

Автор: Копытов Игорь

Комментарии для сайта Cackle