Новость дня Интересное в Туле

Конец прекрасной эпохи?

Анжелика Павлова
26.05.2017, 11:44

В Туле и окрестностях еще встречаются гипсовые скульптуры. Одни из них – в плачевном состоянии, за другими бережно ухаживают. Корреспондент «Центра 71» прошлась по тульским улицам и оценила состояние самых ярких представителей советского времени.

Адрес детства

Кто-то его называл Алешей, кто-то – Вовочкой, но в памяти большинства, кто свое детство провел в пионерлагере в Севрюково, он остался просто Мальчиком. Гипсовая статуя мальчика стояла возле столовой. Те, кто шел с обеда, всегда приносили ему еды. На книжке лежали то кусок хлеба, то огурец, иногда – сушки с баранками. Мальчик ничего не съедал. Он был гипсовый...

Эту историю мне рассказали родители, которые в юности работали в лагере вожатыми. И именно лагерь в Севрюково стал отправной точкой моего маршрута по местам Тулы и области, где сохранились гипсовые скульптуры советских времен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказавшись на территории пионерлагеря (сейчас он частный и называется «Дружба»), фигуру мальчика трудно не заметить. Свежепокрашенный, он по-прежнему читает свою книжку возле столовой. Рядом с ним стоит другой мальчик – с мячом. Видимо, находятся они здесь где-то с середины 50-х.

Вверху лестницы, что ведет в заброшенную часть лагеря, еще одна скульптурная группа: трое ребят борются за мяч. По рассказам родителей, пионеры ее звали «А ну-ка, отними». Состояние «детей» оставляет желать лучшего, постамент осыпается, «конечностей» у гипсовых ребят не хватает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор лагеря Алексей Николаевич с радостью показывает мне еще один интересный образец гипсовой скульптуры – девушка-вожатая:

- «Пионервожатую» буквально откопали рабочие, когда чинили водопровод. Это наше «наследство» и избавляться от него мы не собираемся. За статуями ухаживают, красят, а дети, приезжающие отдыхать, частенько наряжают гипсовых соседей: то платочек повяжут, то галстук, то панамку на гипсовую голову пристроят.

Гипсовый реализм на улицах Тулы

Скульптуры в лагере «Дружба» – это представители так называемого гипсового соцреализма – популярного направления городской скульптуры, которое берет свое начало в 1930-е годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это было время, когда на смену конструктивизму пришло новое направление – сталинский классицизм, в стиль которого гипсовая скульптура гармонично вписывалась, - поясняет создатель проекта «Тула ушедшего века» Михаил Тенцер. - Наибольшее распространение гипсовый реализм получил в послевоенные годы, когда из дешевого, но недолговечного гипса изготавливались статуи для украшения парков, стадионов, пионерских лагерей и дворов. Самые распространенные сюжеты гипсовой скульптуры – фигуры вождей, пионеров, спортсменов, рабочих героических профессий (металлургов, шахтеров), детей и животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Туле городского гипсового реализма было много. К сожалению, большинство композиций осталось лишь в памяти, но все же в городе еще остались яркие представители этой эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На территории детских садов гипсовые скульптуры в основном жанровые. Это персонажи и звери из детских сказок, композиции по мотивам басен и просто фигурки детей или пионеров. Скульптуры «поселились» здесь после войны, одновременно с постройкой учреждений. По традиции, фигуры белили, но, видимо, для того чтобы придать им вид повеселее, многие со временем раскрасили. На территории больницы на ул. Чаплыгина сохранились парные скульптуры «Мать и дитя». К памятникам меня проводил улыбчивый охранник. Он рассказал, что за статуями регулярно ухаживают и в обиду не дают. Белые скульптуры почти заслоняют кусты, они же скрывают и «приметы» времени – отсутствие рук-ног изваяний.

В тульских дворах можно найти много интересного, в том числе осколки эпохи гипсового реализма. Наиболее известна и неплохо сохранилась скульптура «Встречающие» во дворе между домов ул. Макара Мазая, 2, и ул. Металлургов, 5. Женщина и мальчик уже много лет кого-то ждут посреди двора. Моя поездка выпала на воскресный день, поэтому во дворе я встретила целую группу старушек. Одна из них рассказала мне: в былые годы возле «Встречающих» проводились разные мероприятия и концерты, потому что именно здесь располагалась так называемая агитплощадка.

Жителям Кировского поселка известен «Дискобол». Статуя находится во дворе по улице Серова, рядом с бывшим стадионом «Кировец». Спортсмен из гипса в плохом состоянии, но заботливые жильцы ухаживают за ним, облагораживают территорию вокруг. Сейчас у подножия статуи цветут тюльпаны.

Сохранилась еще одна спортивная фигура из гипса — факелоносец. Его вы встретите на стадионе «Металлург». Высокий и подтянутый атлет. На первый взгляд, не поврежден временем. Только вот рука, в которой он должен держать факел, пострадала от любительской реставрации: ее неправильно прикрепили. Да и сам факел скромно лежит на постаменте у ног.

Нужны ли гипсовые скульптуры современному городу?

Гипсовые статуи — осколки советской эпохи, той далекой и совершенно другой жизни, в которой существовал наш город. Застывшие эпизоды из жизни, персонажи из сказок, советские граждане и дети - даже в полуразбитом состоянии они не потеряли своей реалистичности, а лица их по-прежнему выражают эмоции, в их глазах — идея, которой когда-то жило наше общество.

Большинство туляков, с которыми я общалась, считают советские скульптуры некой памятью о былом времени, и сносить их ни в коем случае нельзя. Могут ли они органично встроиться в городскую среду – большой вопрос.

- Гипсовые скульптуры советского времени — это бесспорные произведения искусства, - считает краевед Владимир Щербаков. - Но это все же продукт эпохи, которую уже не вернуть, и поэтому восстановление таких скульптур на прежних местах нецелесообразно. Они были хороши и к месту именно в то время. Сегодня это будет какой-то нелепостью. Тем более сейчас есть более прочные и красивые материалы, чем гипс. А вот собрать в одном месте все, что чудом уцелело, и привести это богатство (в хорошем смысле слова) в порядок просто необходимо. Такие примеры в других городах России есть. Это было бы красиво и здорово.

Краевед подчеркивает, что в то время скульптура представляла собой не только эстетическую ценность. Она работала на идею, воспитывала подрастающее поколение.

С каждым годом Тула становится все более привлекательной для туристов. В городе появляется все больше и больше пешеходных маршрутов. Одни посвящены героической обороне города в 1941-42 годах, другие – архитектуре, третьи – историческим личностям. Путешествия по тем местам, где еще сохранились гипсовые скульптуры, натолкнули на мысль: ведь гипсовый реализм достоин особой экскурсии.


Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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
Партнёрские новости
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