• Курсы валют:
      USD 57.51
      EUR 67.89
16.10.2015

Проект "Центр 71": Тула послевоенная. Заводы строили вручную и в рекордные сроки

На месте нынешнего рынка "Южный" находился завод по производству кирпича.
1950-е годы.

Как восстанавливали промышленность в послевоенные годы в нашем регионе

После Великой Победы возвращение к мирной жизни в Туле шло семимильными шагами. В том числе, возрождалась и промышленность. Заводы снова выпускали продукцию для бытовых нужд, открывались новые производства и, конечно же, ставились рекорды.
Так, Ирина Парамонова в своей книге «Тула ХХ век. Подробности» пишет: «летом 1946 года в Туле началось строительство завода резиново-технических изделий. Завод задумывался как полностью механизированное производство мощностью 3000 пар резиновой обуви, сапог, галош и женских ботиков. Завод был пущен 7 июня 1947 года. Кроме галош РТИ выпускал кабельную массу для высоковольтной электросети, а также занимался восстановлением старых покрышек».

Новое производство за полгода

Чтобы собирать урожай, требовалась техника. Нужно было срочно налаживать выпуск «мирных» машин. Но в Туле не было заводов по созданию комбайнов. Поэтому спустя менее, чем полтора года после разгрома немецко-фашистских захватчиков, несмотря на катастрофическую нехватку рабочей силы, начали создавать новое производство.
Вот что пишет в своей книге Ирина Парамонова: «В рекордно короткий срок – с января по май 1947 года был построен и запущен Тульский комбайновый завод. Еще в марте только возводились литейный, кузнечный и механосборочный цеха, все работы, по мнению госкомиссии, отставали от графика. На строительстве вместо 600 человек работали лишь 350, вместо 158 станков установили только 80, из них работало 8, остальные не обеспечили инструментами. Тем не менее к 1 мая 1947 года, строго по плану, на заводе собрали первый самоходный комбайн...
21 марта 1950 года в клубе комбайностроителей прошло Всесоюзное совещание водителей самоходных комбайнов. На него приехали сотни комбайнеров с Кубани, Урала, Ставрополья, Кавказа и Поволжья. Тульские комбайны признаны самой совершенной зерноуборочной техникой».

Запуск домны под бой курантов

Установка непрерывной разливки стали на Новотульском металлургическом заводе. 1956 год.

Жажда лучшей жизни и патриотизм заставляли людей делать практически невозможное - ставить рекорды, работая без выходных и праздников. Стране требовалось много металла, и, как пишет автор, «Прекрасный новогодний подарок в духе своего времени преподнесли Стране Советов 1 января 1948 года металлурги Новотульского завода – теперь это «Тулачермет». Под бой кремлевских курантов на заводе запустили вторую доменную печь с турбовоздуходувкой, газоочисткой и коксоподачей. По словам тогдашнего директора завода Данченко, вторая домна позволила заводу в несколько раз увеличить выплавку чугуна».
«В 1950 году токари Тульского завода Министерства путей сообщения Кривовичев и Кондрахин выступили с «патриотической инициативой»: начали сдавать свои станки сменщику на ходу».
«10 октября 1951 года в Туле стало одним оборонным предприятием больше: постановлением правительства создан завод «Арсенал» - первое в стране радиотехническое предприятие радиолокационного направления».

Скрывали ЧП из-за страха угодить за решетку

Примечательный факт: большинство предприятий закладывались вручную. Тонны земли люди переворачивали лопатами. Так зимой 1948 года продолжилось строительство Щекинской ГРЭС. Как сообщает книга: «Все земляные работы велись вручную, приобретенный экскаватор простаивал из-за отсутствия запчастей. Руководители строительства жаловались на острую нехватку плотников, каменщиков и штукатуров – приходилось набирать юных учеников в окрестных селах и обучать их мастерству прямо на стройке».

На производствах не обходилось без трагедий. Люди, зная о том, что по этапу можно отправиться даже за небольшую провинность, утаивали факты, приводившие к смертям. Так: «ночью 24 сентября 1948 года при пожаре на шахте № 20 треста Болоховуголь из-за ошибок в организации эвакуации людей погибли 54 человека, в том числе четверо несовершеннолетних и десять женщин в возрасте от 22 до 44 лет. Возгорание началось с куска тлеющей ваты, упавшей с факела одного из горняков. Многие шахтеры видели огонь, но никому не сообщили о случившемся, опасаясь, что их же обвинят в поджоге. В декабре 1948 года крепильщик, уронивший в забое факел, получил 6 лет исправительно-трудовых лагерей, шахтеры, не сообщившие о начавшемся пожаре, - по 3 года, а руководители шахты – по два года лишения свободы с отбыванием наказания в «общих местах заключения»».

Ширпотреб под тульской маркой

Конвейер по сборке мотороллеров на Тульском машиностроительном заводе. 1956 год.

В 1956 — 1957 годах тульская марка пополнилась ширпотребом. Оружейный завод выпустил первую партию мотороллеров «Тула». Легкое (135 кг), экономичное (3 литра на 100 км) и относительно мощное (максимальная скорость 80 км/ч) новшество быстро стало популярным. Оружейники же разработали электрическую швейную машинку «Тула». На заводе «Штамп» освоили производство стиральных машин «Тула», способных постирать 2 килограмма белья за 4 минуты.
В январе 1959 года «Тулауголь» получил из Венгрии автобус с рентгеновским оборудованием для профилактического осмотра шахтеров. Рентгеновский аппарат впервые заряжался не кассетой, а пленкой в 45 кадров, что позволило ускорить съемку. До этого на осмотр шахтеров одной шахты уходило полтора месяца, теперь – сутки.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Даешь газ в дома туляков!

В январе 1951 года началась подготовка к газификации Центрального и Привокзального районов Тулы. Прокладку газопровода в Заречье и Пролетарский район перенесли на более позднее время – мешала Упа.
В 1954 году работы по газификации жилых домов Центрального и Привокзального районов стартовали. Начальник технадзора по газификации Тульской области Басов жаловался на медлительность строителей. К марту 1954 года из запланированных 23 км газопровода проложили только 5, лишь в 800 квартирах из 1200 приступили к установке газового оборудования, но нигде работы до конца не довели. Из двух километров газопровода, прошедшего по Советской улице и Центральному переулку, технадзор забраковал и заставил переваривать 450 метров труб. Чтобы ускорить пуск газа в своих квартирах, жильцы сами выходили на улицы и рыли траншеи для газопровода.
15 мая 1955 года первыми в Туле ощутили преимущества газа жители трех многоэтажек на Одоевском шоссе. Особенно радовались домохозяйки: теперь отпала нужда думать о запасах дров и керосина, исчезли проблемы с копотью на посуде от примусов и керосинок. 1 сентября 1955 года газ с Щекинского газового завода пришел еще в 1200 тульские квартиры. Были газифицированы дома на улицах Советской, Бундурина, Гоголевской, Л. Толстого и Энгельса.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

В 1956 году на зимних Олимпийских играх в Италии уроженец Тулы конькобежец Евгений Гришин стал двукратным олимпийским чемпионом, установив два мировых рекорда: на дистанции в 500 и в 1500 метров. С именем Евгения Гришина в Туле связано развитие детского конькобежного спорта. Даже сейчас, почти полвека спустя, в Туле в честь легендарного спортсмена ежегодно проводится конькобежный турнир памяти Е. Гришина.

В 1958 году на чемпионате мира по велоспорту в Париже тулячка Любовь Кочетова стала первой в СССР гонщицей — чемпионкой мира. Она была лучшей в индивидуальной гонке преследования на 3 км.

В новогоднюю ночь с 1952 на 1953 год многие туляки впервые попробовали «Советское шампанское», которое «в бокале искрится, пенится и играет»».

В августе 1956 года на тульских улицах появились шесть первых мусороуборочных машин с автоматическим уплотнением мусора. Машины разработали в Академии коммунального хозяйства. Одна мусоросборка заменяла по объему три самосвала.

В 1958 году в стране объявляется война самогонщикам. За 12 месяцев в области осуждены 629 самогонщиков, самые злостные из них попали в колонии на срок от 6 до 8 лет. В 1959 году вал «самогонных задержаний» немного спадает — возбуждается 460 уголовных дел. Но наказание остается таким же строгим.

Летом 1954 года на страницах газет впервые поднимается вопрос о загрязнении Упы. Причинами называют сбросы сточных вод. На Новотульском металлургическом заводе построили слишком маленькие отстойники, на Комбайновом их не было вовсе, как и на «Водоканале». Также фекальные воды безо всякой очистки сливались в Упу в черте города у Луговского моста.

Автор: Мартынова Ольга