• Курсы валют:
      USD 92.13
      EUR 98.71
20.03.2015

К 70-летию Победы: Уходя фашисты заминировали «Ясную Поляну»

Бывший кучер Льва Николаевича выносит из дома то,
что оставили после своего ухода немцы.
Фото сайта waralbum.ru

Оккупировав музей в годы войны, немецкие солдаты разоряли и уничтожали родовое поместье великого писателя ровно 47 дней

Великая Отечественная война оставила страшные шрамы не только в душах людей, но и на культурном наследии страны. Не исключением стало и родовое поместье Льва Толстого - «Ясная Поляна». Чтобы рассказать о том, что пришлось пережить музею и его работникам в дни оккупации, мы обратились к книге Татьяны Архангельской «Ясная Поляна в годы войны».

Кров для путников

Война для Ясной Поляны началась днем 22 июня. С утра музей готовился к юбилейному собранию в честь 20-летия со дня своего открытия и проводил экскурсию для учеников 582-й московской школы. А днем мирная жизнь закончилась.

Немецкое кладбище у могилы Л.Н. Толстого.
Фото из архива музея "Ясная Поляна"

Татьяна Архангельская цитирует научного сотрудника государственного музея Толстого в Москве Э. Зайденшнура: «...день, нарушивший всю жизнь нашей страны, нарушил и работу в Ясной Поляне, но и в эти суровые дни войны сотни людей продолжили приходить в музей «Ясная Поляна».
Татьяна Николаевна поясняет: «...сильно только изменился посетитель музея. Вокруг Ясной Поляны были расположены воинские части, в яснополянской больнице помещался военный госпиталь, по железной дороге, по шоссе мимо Ясной Поляны шли и ехали люди, покидавшие свои жилища во временно занятых врагом районах. И бойцы Красной Армии, и персонал санитарных поездов, и беженцы, проходя мимо Ясной Поляны, не могли не зайти в знаменитую яснополянскую усадьбу... Они приходили в любое время дня, приходили утомленные, покрытые пылью, и двери государственного национального музея были открыты для них всегда».

Защита от зажигательных бомб

Остатки экспозиции, которые не были эвакуированы.
Фото из архива музея "Ясная Поляна"

После сообщений из Москвы о том, что на московский дом Толстого было сброшено 20 зажигательных бомб, сотрудники яснополянского музея начинают готовиться к худшему.

Приведенная в книге запись из дневника хранителя музея научного сотрудника Сергея Щеголева говорит: «По всей усадьбе экстренно проводятся все мероприятия по борьбе с зажигательными бомбами и возникновением пожаров, очищаются чердачные помещения, балки (деревянные настилы) закрываются слоем песка, расставляются бочки с водой, во всех местах и комнатах музея насыпается в мешки песок, заготовляются клещи, лопаты...»

Фашистский беспредел

То что осталось от библиотеки Льва Толстого после пожара.
Фото из книги Татьяны Архангельской

Щеголев, рискуя жизнью, писал о важных моментах тех страшных дней в своём дневнике.

Так он описывает первое появление фашистов в усадьбе, которое произошло 30 октября 1941 года: «...в 10 часов утра на усадьбу приехала первая машина с тремя немецкими офицерами. Потом мы узнали, что были три немецких врача... Они потребовали открыть музей и показать им помещение, удобное для устройства госпиталя... Вечером был занят дом Волконского под госпиталь. Заняли также все подсобные помещения, контору, столовую...».

Запись от 31 октября 1941 года гласит: «Требуют открыть Литературный музей и очистить его от мебели. Мебель и экспонаты сваливаются в кучи в полном беспорядке...».

В тот день немцы также потребовали освободить Бытовой музей и комнаты, занятые вещами.

Щеголев продолжает: «В этот день одна за другой в усадьбу стали приезжать машины Красного креста с ранеными... На площадке перед Литературным музеем били кур, стреляли коров, распластывали туши. Однажды вижу, они ломают погреб около Литературного музея. Спрашиваю: зачем? Говорят - печи нужно делать из этого кирпича в павильоне».

«Толстого не знаю, а Пушкин – коммунист»

О том, что фашисты не уважали культурное наследие захватываемой страны, говорит

Жители возращаются в деревню Ясная Поляна.
Фото из архива музея "Ясная Поляна"

приведенная в книге запись из выступления преподавательницы литературы яснополянской школы Преображенской: «В нашей школе был штаб дивизии СС «Великая Германия». Был отборный командирский состав, люди с высшим образованием. Одним из первых к нам подошел молодой мальчишка-офицер... Он подошел к столу, на котором стояла статуэтка Пушкина... - Пушкин? Коммунист?.. На статуэтке были написаны годы жизни поэта. Его это не убедило. Он продолжал твердить свое: «Пушкин — коммунист». Затем задал вопрос: Чье это имение?.. - Льва Николаевича Толстого — Поэт или коммунист? - Прозаик. Великий писатель. Его знают во всем мире... Я его не знаю... Их крайне удивляло наше знание немецких поэтов, писателей, музыкантов... Чем эти культурные люди украшали стены школы? Они разрисовали их сплошной порнографией».
Как следует из книги Татьяны Архангельской, пока немцы были в Ясной Поляне, они хотели забрать с собой ценные экспонаты, вплоть до дивана, на котором родился Лев Николаевич. Но им удалось захватить лишь некоторые из вещей. Диван оказался слишком громоздким.

Удирая, подожгли музей

Так художник проиллюстрировал жадность фашистов.
Фото из книги Татьяны Архангельской.

С каждым днем немцы требовали освободить все новые комнаты для раненых. Мебель просто выкидывали на улицу. Конечно же, не щадили и прилегающую территорию. Машины уничтожили все посадки близ Литературного и Бытового музеев. Вот что говорит запись в дневнике Сергея Щеголева, датированная 14 ноября 1941 года: «Дом превращен в казарму... Обращаемся к солдатам, чтобы не жгли мебель — говорят, что начальство разрешило».
Запись, сделанная Сергеем Ивановичем в середине декабря, ужасает: «С 25 ноября по 10 декабря усадьба превращается в проходной двор. Одна часть сменяет другую. В деревне опустошаются погреба. Идет безудержный грабеж, насилия, издевательства. С крестьян снимают варежки. С постелей снимают белье, забирают матрацы». Немецкие солдаты даже жгли костры в доме Толстого, чтобы согреться.
Фашисты готовились зимовать, но в начале декабря их планы сорвало наступление советских войск под Москвой. Удирая, мародеры подожгли Бытовой музей. Горящее здание спасла местная молодежь. Несмотря на заверения немцев, что здание заминировано, они ворвались в него и начали сбивать огонь подручными средствами. Выкатили на улицу бочку с горючим. Тут им на помощь пришли жители деревни и работники усадьбы.
Наступление советских войск в Щекинском направлении началось 8 декабря 1941 года. 15 декабря наши солдаты освободили территорию от немцев и вошли в разоренную Ясную Поляну.

Интересный факт

На снарядах, которые наши бойцы посылали вслед врагу от усадьбы, мелом были выведены надписи: «За Льва Толстого», «За Ясную Поляну», «Смерть фашистам».

Цифры

99 мемориальных предметов было утрачено и 19 испорчено за период оккупации в доме Толстого. В числе исчезнувших: седло Льва Николаевича, оконные шторы в библиотеке... Из испорченных: порванная клеенка дивана Толстого, выбитые стекла в шкафах, поломанные полки…

200 вражеских мин и снарядов  было обезврежено на территории усадьбы после ее освобождения от немцев.

47 дней бесчинствовали фашисты в «Ясной Поляне».  

Автор: Мартынова Ольга

Комментарии для сайта Cackle