Параллельные миры, финансовый кризис 2008 года, искусственный интеллект, учебники - математически возможно объяснить очень много разных вещей
Параллельные миры, финансовый кризис 2008 года, искусственный интеллект, учебники - математически возможно объяснить очень много разных вещей
- утверждает руководитель кафедры математической логики и теории алгоритмов МГУ им. М. В. Ломоносова, действительный член РАН по Отделению математических наук академик Алексей Семёнов.
«Математики, в принципе, идут впереди, потому что их задача - очерчивать направление, которое потом приходится осваивать физикам», - утверждает Семёнов. «Математически существование параллельной реальности возможно. Но до сих пор не ясно, а возможно ли это физически».
Одно из достижений мировой математики в целом и российской в частности – это учение Лобачевского, который предположил, что через точку, лежащую вне заданной прямой, можно провести много прямых, которые не пересекутся с заданной. До Лобачевского считалось, что можно провести только одну такую прямую, а остальные в любом случае с заданной прямой где-то пересекутся. Лобачевский выступил новатором с этим утверждением. Интересно, что величайший математик того времени Гаусс заявил, что он тоже это знал, только боялся сказать вслух. Впрочем, большинство учёных эту теорию признавать отказались. Но до сих пор не ясно, а возможно ли это физически. Такие ученые как Минковский, Пуанкаре, Гильберт и Эйнштейн, опираясь на исследования Лобачевского, построили картину реального пространства и времени.
Касаясь вопроса об искусственном интеллекте и его возможности заменить собой правительства, академик считает, что сюжеты с подобным развитием существуют уже десятилетия, а не отталкиваются от современных заявлений. Глобальные корпорации играют всё большую роль в мире, так как имеют возможность работать везде, невзирая на границы, и поэтому у них больше возможностей, чем у национальных правительств. Корпорации привлекают для решения своих задач больше ресурсов – и финансовых, и человеческих. Экономика и политика тесно переплетаются, и интересы среднего гражданина любой страны мало кого интересуют. «В данной ситуации требуется переговорная площадка между национальными правительствами и глобальными структурами. И то, что Россия не стоит в стороне от глобального пути – это хорошо» - говорит ученый.
Существует мнение, что финансовый кризис 2008 года был связан с тем, что лица, принимающие решения, основывали их на показателях экспертов, опиравшихся на недостоверные выводы. Это было связано с тем, что исходная информация в цифровой системе не проверялась как следует.
При этом «используемые цифровые модели были неподвластны человеку, он просто не понимал, как они работают». Ему были не понятны машинные прогнозы, поэтому и результаты работы становились не верными.
Академик считает, что эта тема продолжает быть актуальной. «Сегодня всё большее количество решений принимается на основании «Больших Данных» (BigData). В результате вредоносных или просто неверных данных, загруженных в обучающий массив BigData, неверные решения могут принять корпорации, от которых так много зависит в этом мире. И эта проблема уже соразмерна с теми плюсами, которые даёт BigData», - объясняет новую технологию академик.
Ученый подчеркивает, что действия искусственного интеллекта зависят от целей, которые ему ставит человек.
Касательно учебников и образовательных программ А.Семенов замечает, что Российская Академия наук не имеет никакого отношения к их созданию и никогда не имела. Академик подчеркивает, что раньше РАН была единой структурой, а сегодня её институты представляют собой разрозненные организации, в которых аббревиатура РАН осталась лишь в названии. Так же происходит с мнением членов РАН в вопросах образования: раньше оно было решающим, а сегодня Министерство науки может и не прислушаться к их мнению по поводу того, что написано в учебнике.
Академик считает, что слова главы Сбербанка в вопросах образования могут оказаться верными и рассматривает возможность того, что детей нужно учить тому, что нужно стране, обществу, именно сейчас и может понадобиться через несколько лет. То есть это – вопрос экономики и стратегии развития страны. А образование обязано это учитывать. «Взятые вне контекста его взгляды действительно могут показаться вредным бредом. Но они всегда заставляют задуматься, посмотреть на то, что происходит, с новой стороны».
Обсуждая программу по исследованию фундаментальных основ цифровой трансформации школьного образования Российского Фонда Фундаментальных исследований, академик выделяет идею профессора Высшей школы экономики Александра Архангельского о трансмедийном освоении литературы (то есть возможности вжиться в произведение, вступить в диалог с автором, трансформировать сюжет и создать на этой базе какое-нибудь самостоятельное произведение). Он утверждает, что обучение письму от руки – пустая трата времени. Это пример процесса, на который тратится время впустую. Сегодня есть компьютер, печатая на котором можно сразу учиться и правописанию. Ученый называет обучение письму от руки «пропастью между школой и жизнью». Он утверждает, что проект РФФИ – это попытка эту пропасть преодолеть. А.Семёнов считает, что программа цифровой трансформации школы, начатая в 2019 году, запущена в самый нужный момент, и пандемия только подтолкнула этот процесс.
Подробности: Академик Алексей Семёнов: Взгляды Германа Грефа заставляют нас задуматься о происходящем - Аргументы Недели (argumenti.ru)