Тулякам рассказали, какой ценой далась Великая Победа
В Тулу приезжал Поезд Победы — единственный в мире музей с огромным количеством многофигурных композиций. Это уникальная возможность погрузиться в то время, когда в мирную жизнь наших людей ворвалась война.
Поезд Победы – это 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, которые, благодаря световым и звуковым эффектам, воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. Первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.
Железные дороги – один из символов того героического времени. И люди на них работали железные. Они не спали сутками, потому что времени не было. Эшелоны в пути бомбили, но останавливаться все равно было нельзя. С воздушными стервятниками можно было бороться, но только умелым маневром – ослаблять движение или останавливаться на время. Все это зависело от опытности машиниста. А где его взять, этот опыт, мирному человеку мирной профессии?
Передислокация огромного количества предприятий и оборудования в первые дни войны, а также миллионов людей не имела себе равных в истории. Для эвакуационных перевозок потребовалось около полутора миллионов вагонов. Всего же за годы войны железнодорожники перевезли 20 миллионов вагонов – с солдатами, а также с грузами – снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, Землю вдоль экватора можно обернуть четыре раза.
Особую роль, особенно в первые дни войны, при героической обороне Тулы, сыграли бронепоезда. Делали их по наитию, из того, что имелось под рукой. Но они исправно оставались настоящими передвижными крепостями, немцы их боялись. Один из таких поездов – за номером тринадцать начал свой путь 28 октября 1941 года от Московского вокзала в Туле.
Поезд Победы – это маленькая история событий той войны. Сначала мирное время и безмятежные люди, которые радовались наступившему лету. В тот год теплые денечки пришли поздно. Начало июня выдалось холодным и дождливым.
Подвиг защитников Брестской крепости. Подвиг ленинградцев и тех, кто, не щадя жизни, доставлял в осажденный город продовольствие по Дороге жизни.
Героическое Сталинградское сражение, которое окончательно переломило ход войны. С его невероятными морозами, взаимной жестокостью и окруженной группировкой Паулюса. Перед самым пленением по радио ему передали поздравления с производством в генерал-фельдмаршалы. Надеялись там, в Ставке, что генерал-фельдмаршалы живыми в плен не сдаются. А он – сдался. Еще успел своему Гитлеру радиограмму послать: «У дверей – русский».
Вот он сидит, этот Паулюс, на одной из инсталляций в ожидании русской бани, чтобы вытравить всех вшей, которых приобрел в подвалах Сталинграда. Для него война была уже окончена.
А непобедимой Красной Армии еще предстояло освободить Белоруссию, пройдя по таким болотам, по которым человек не может пройти. Выдержав такие бои в Европе, в Восточной Пруссии, которых человек не может выдержать. И водрузить в конце концов Красное победное знамя над логовом фашизма рейхстагом.
Поезд Победы – это дань памяти всем, кто сражался не жалея себя. Кто не струсил, и выстоял. Чтобы мы, нынешние, о них помнили и знали.
Автор: Гусев Сергей