• Курсы валют:
      USD 80.75
      EUR 93.63
14.06.2021

Оружейник на все времена. 150 лет со дня рождения знаменитого конструктора Токарева

Сына он учил, что изобретательское дело любит людей настойчивых, с инженерным вкусом, которые не боятся неудач. Именно таким он был и сам. Конструкторов в истории человечества много, а вот тех, кто оставил о себе память – единицы. Один из них Федор Васильевич Токарев.

 

ТТ вне конкуренции

Была когда-то популярная байка про Николая II, который, случайно попав на лекцию об автоматическом оружии, пошутил, что он против внедрения автоматической винтовки – откуда взять столько патронов.

Между тем идеи о создании оружия, которое могло бы стрелять автоматически, увлекали многих в начале прошлого века. Одним из них стал и одержимый оружием донской казак Федор Токарев. В результате кропотливых поисков, ему удалось переделать трехлинейную винтовку Мосина под образец, который стрелял автоматически. В своем дневнике Токарев тогда записал: «После многочисленных переделок у меня из трехлинейки получилось нечто похожее на действующий макет автоматической винтовки. Я попробовал из него стрелять, сначала по одному, без подачи очередного патрона, потом по два и по три, и так доходило до пяти выстрелов. Хотя винтовка и заслужила одобрение комиссии, она нуждалась в доработке. Десятки вариантов, сотни измененных деталей. Каждый новый вариант при стрельбе давал все лучшие и лучшие результаты».

В 1913 году комиссия, проводившая испытания автоматической винтовки Токарева, отметила: «Принимая во внимание отличные результаты, полученные при испытании винтовки стрельбою … комиссия полагает, что винтовка Токарева заслуживает самого серьезного внимания. … Комиссия полагала бы поручить Сестрорецкому оружейному заводу спешно изготовить десять экземпляров винтовки по испытанному образцу».

Но тут началась одна война, потом другая.

После Гражданской Токарев хотел возобновить работу над винтовкой, однако ситуация требовала создания ручного пулемета. На вооружении Красной Армии находились тогда самые разные иностранные образцы – Льюиса, Браунинга, Шоша и другие. Для многих из них нужны были свои патроны, запасных частей не имелось. Из-за слабой производственной базы начинать работу по созданию новых систем ручных пулеметов было невозможно, поэтому пришли к выводу, что проще частично переделать станковый пулемет Максима образца 1910 года. Это производство давно уже было налажено в Туле, на оружейном заводе.

Токарев заменил водяное охлаждение воздушным, тяжелый колесный станок легкими сошками.

26 мая 1925 года ручной пулемет МТ Максима-Токарева был принят на вооружение Красной Армии. Правда, продержался он всего лишь два года, зато стал родоначальником советских ручных пулеметов.

А вот знаменитый пистолет, который Токарев создал едва ли не между делом, чтобы не терять время, вернувшись к работе над винтовкой, ждала настоящая слава. Какие бы конкурсы в то время ни объявлялись, никто лучше ТТ придумать ничего не смог.

Завершающие испытания пистолета, созданного Токаревым, прошли в 1930 году в присутствии Ворошилова, Тухачевского, Уборевича. Именно Ворошилов, а не Буденный, как иногда упоминается, дал тогда исторический совет, о котором рассказывал сам Токарев.

Товарищ Ворошилов внимательно осмотрел оружие, испробовал его, а потом говорит:

«А вот предохранитель надо заменить, сделать его проще, очень уж сложен. В горячие бои сразу и выстрелить не успеешь». И рассказал случай, бывший с ним в годы войны. Как-то во время кавалерийской атаки, вижу летит на меня на всем скаку белогвардеец с шашкой наперевес. Я за браунинг. Нажимаю, а выстрела нет. Что, думаю, за черт! А беляк вот уже почти рядом. Ладно, что был у меня другой пистолет, а то плохо было бы. А все предохранитель: больно уж мудреный был».

«Понятно, что после этого разговора с маршалом предохранитель я упростил», – резюмировал Федор Васильевич.

При всем при том запущенный уже в производство ТТ вскоре притормозили. Многие знаменитые красные командиры не могли смириться с тем, что их любимый револьвер, с которым они прошли Гражданскую, заменяется пистолетом. Они считали, что никакое оружие ближнего боя не может сравниться с револьвером. ТТ ругали даже за то, что он может стрелять из щели танка: нужно ли, находясь в такой грозной машине, вооруженной пушкой, пулеметом, защищенной крепкой броней, еще и пулять из личного оружия?

Вскоре тульский оружейный вновь стал во множестве производить наганы, куда в большем количестве, чем ТТ. И только в начавшейся войне приоритет оказался за Тульским Токаревым.

 

Вечная благодарность за винтовку

22 мая 1938 года приказом народного комиссара обороны и народного комиссара оборонной промышленности был объявлен конкурс на разработку самозарядной винтовки. На нем были представлены системы Токарева, Симонова, H. B. Рукавишникова и др., основанные на использовании отвода пороховых газов. По его итогам 26 февраля 1939 года на вооружение РККА была принята «7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 года (СВТ-38)». Для освоения серийного производства СВТ-38 на Тульском оружейном заводе было создано Единое конструкторское бюро.

Главным конкурентом ей была самозарядная винтовка системы Симонова. Сказалось то обстоятельство, что Токарева хорошо знал Сталин, а имя Симонова ему мало что говорило.

Первым, в невиданно короткие сроки, освоил серийный выпуск токаревских винтовок Тульский оружейный завод, прекративший в связи с этим производство винтовок Мосина. В 1940 году винтовки Токарева начал изготавливать Ижевский оружейный завод.

Говорят, что в войсках СВТ не любили. Считали, что она хороша для парадов, а не для боя. Чересчур сложная и капризная. Такая винтовка требовала тщательного и умелого ухода, поэтому у неопытных солдат она вызывала очень много нареканий. А вот в более подготовленных подразделениях Красной Армии она пользовалась популярностью.

«Во время войны принятая на вооружение винтовка Токарева показала свою полную непригодность: была очень капризна (она имела пять газовых отверстий, которые надо было менять в зависимости от погоды, условий эксплуатации и т. что немыслимо в боевых условиях). Ее заменили опять мосинской винтовкой. Фотограф ЦКБ-14 Карпухин, инвалид войны, прямо в лицо говорил Федору Васильевичу: «Я твою винтовку бросил, она – говно, взял обычную трехлинейку». Этот Карпухин, к которому Токарев ходил еще до войны и надоедал своими заказами, с ним не церемонился: был на «ты» и говорил ему в лицо что угодно. Как ни удивительно, Федор Васильевич на него не обижался», – рассказывал в своих воспоминаниях тульский оружейник Владимир Полюбин, который Токарева откровенно не любил.

На основе СВТ-40 Токаревым была разработана снайперская самозарядная винтовка. Из нее стреляли, например, Герой Советского Союза, снайпер 25-й Чапаевской дивизии Людмила Михайловна Павличенко, уничтожившая свыше 300 фашистских солдат и офицеров, Герой Советского Союза, снайпер Владимир Николаевич Пчелинцев который из снайперской винтовки Токарева за 8 месяцев войны уничтожил 144 солдата и офицера Вермахта.

В 1943 году четыре советских снайпера Федор Резниченко, Ахат Ахметьянов, Павел Шабанов и Андрей Гостюхин за короткое время уничтожили из этой снайперской винтовки 909 солдат и офицеров врага. После чего обратились с письмом к знаменитому оружейнику, Герою Социалистического труда Токареву.

«С помощью снайперской винтовки изобретенной Вами, дорогой товарищ Токарев, снайпер Михаил Шухов в одном бою, оставшись вместе с товарищем против 30 гитлеровцев, вышел победителем. Он заявил: «Человеку, который изобрел это оружие, вечная благодарность от меня». Так говорят многие тысячи советских бойцов, на долю которых выпало счастье носить прославленную токаревскую винтовку».

Даже с учетом того, что подобные письма сами по себе не появлялись, обязательно кем-то организовывались, благодарности, надо понимать, были не дежурными.

Токарев откликнулся на это своим письмом.

«Дорогие товарищи снайперы! Ваше письмо тронуло меня до глубины души. Я рад, что мой многолетний труд служит величайшему делу освобождения нашей Родины от заклятого врага – немецкого фашизма. Труд воина тяжел и благороден. Мы, находящиеся в тылу, это знаем и ценим. И каждый из нас прилагает все силы для того, чтобы приблизить час победы, час окончательного изгнания фашистских варваров из пределов нашей страны.

Мне 74 года, но я без устали продолжаю работать над усовершенствованием автоматического оружия. Пусть мой труд сделает каждого воина Красной Армии еще сильнее.

Я к вам, дорогие товарищи, обращаюсь с двумя просьбами. Первая из них сводится вот к чему: в воинские части все время поступают пополнения. Важно, чтобы молодой боец, получив в руки винтовку, с первого же дня уверовал в ее высокие боевые качества. Ваша задача – помочь молодым стрелкам овладеть этой винтовкой и научиться бить из нее врага без промаха.

Вторая просьба к вам такая: нам, конструкторам, очень ценны пожелания и советы фронтовиков. Они помогают в нашей работе, и я прошу вас прислать мне свои высказывания по вопросам дальнейшего усовершенствования винтовки».

 

Память об экспериментах

За свою жизнь Токарев получил от советской власти четыре ордена Ленина. Мало кто из конструкторов мог похвастаться такой коллекцией высших наград. Да еще последним, четвертым орденом Ленина – высшей государственной наградой, он был награжден уже в возрасте 95 лет.

Где бы он ни работал, о нем вспоминали, как о человеке чрезвычайно трудолюбивом, фанатично влюбленным в свое дело. Тут ведь еще надо понимать специфику оружейного конструктора того времени. Многие расчеты в то время просто невозможно было сделать. Поэтому детали, как правило, подбирали, постоянно экспериментируя.

«Вот память опытов и экспериментов, – показывал Федор Васильевич на следы огнестрельных ран на плече и ладони. Надо было досконально все самому испытать, чтобы боец был спокоен за свое оружие, уверен, что оно не подведет в бою. Вот во время экспериментов и попало. Всякое бывает».

«Федор Васильевич не терпел конкурентов в работе. Даже улучшение его конструкции он воспринимал как личное оскорбление, – вспоминал о нем Владимир Полюбин. – Григорий Иванович Никитин предложил изменить газовые пути в СВТ, что улучшило ее работу. Федор Васильевич перестал с Никитиным здороваться, обидевшись за непрошенное участие. Когда вслед за СВТ сняли с вооружения и пистолет ТТ, Макаров и Стечкин стали чуть ли не личными врагами Федора Васильевича. Он не мог о них даже говорить спокойно. Ему было досадно, что его, заслуженного и знаменитого оружейника, выперли из армии какие-то мальчишки».

За свою долгую жизнь Токаревым было разработано более 150 образцов стрелкового оружия, каждое из которых — очередная ступень в развитии оружейного дела в России. В этом отношении с ним, пожалуй, не может сравниться ни один конструктор, ни в одной стране мира. 30 июня 1948 года Токарев лично передал в Тульский музей оружия 84 образца своих опытных изделий.

«Командный состав Красной армии вооружен автоматическим пистолетом ТТ конструкции Федора Васильевича. Боевые его качества отлично себя зарекомендовали в условиях Великой Отечественной войны, – писал о Токареве народный комиссар вооружения Д. Устинов. – Федор Васильевич, несмотря на преклонный возраст, продолжает упорно работать над дальнейшим совершенствованием образцов автоматического стрелкового оружия. Трудолюбие Ф. В. Токарева служит ярким примером для всех работников нашей промышленности. Требовательный к другим, он еще более строг к самому себе».

В этом, наверное, и был главный секрет его успеха – требовательный к другим, он и с себя спрашивал по самому высокому счету, не мысля жизни без работы.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle