• Курсы валют:
      USD 93.44
      EUR 99.58
27.06.2021

Атака на бреющем полете. 100 лет тульскому летчику-асу Петру Борисову

27 июня 1921 родился Герой Советского Союза Петр Сергеевич Борисов. «В его руках грозный «Ильюшин» – это верная смерть сотен фашистских мерзавцев», – писали о нем коллеги. Воздушный ас Петр Борисов умел навести ужас на врага.

Родился Петр Сергеевич 27 июня 1921 года в деревне Сторожевое под Тулой. Сейчас это Привокзальный территориальный округ города. В 1938 году поступил учиться в школу ФЗУ при Тульском оружейном заводе, по окончании которой работал на оружейном слесарем-сборщиком и одновременно без отрыва от производства учился при тульском аэроклубе. Получив первые летные навыки, был принят в 1940 году в Таганрогскую авиашколу пилотов имени Чкалова.

Уже после войны в гостях у Борисова побывали красные следопыты из 60-й средней школы Тулы. С его слов записали, что Петр Сергеевич с юных лет увлекался подвигами смелых отважных людей. Волновала его эпопея самолета «Родина», подвиг первых летчиц, Героев Советского Союза. Под влиянием этого у него и появилась мечта стать летчиком.

Самолет «Родина» и первые женщины-герои у красных следопытов записаны через запятую, как два разных события. На самом деле, конечно, это не так. На самолете «Родина» отважный женский экипаж в составе Марины Расковой, Полины Осипенко и воспитанницы тульского аэроклуба Валентины Гризодубовой совершили рекордный беспосадочный перелет на Дальний Восток, за что и были удостоены звания Героев.

С началом войны Борисов продолжил обучение в таганрогской школе, а затем был переведен для дальнейшего обучения в Омскую авиашколу. Только в апреле 1943 года он был направлен на Южный фронт в действующую армию. Свой боевой путь он начал в Сальских степях по прорыву обороны противника на р. Миус. Всего же повоевал не только на Южном, но и на 4-м Украинском, 1, 2 и 3 Прибалтийских фронтах. За первые 94 боевых вылета летчик Борисов был награжден орденами «Красная Звезда», «Красное Знамя», орденом Отечественной войны 1 степени.

Лучше всего о нем расскажет служебная характеристика. Их тоже иногда писали настоящие поэты.

«Слава мастера штурмовых ударов пришла как результат упорного ежедневного самосовершенствования, деятельного анализа каждого вылета. Борисов отлично владеет своей машиной, выжимая до предела все ее тактические возможности. Довольно один раз посмотреть на его воздушную походку, чтобы убедиться, что это так.

Он хладнокровный, искусный воздушный воин и над целью использует свою грозную машину с максимальной эффективностью. Для него не существует ограниченной летной погоды, он летает при видимости 1 – 1,5 км, при высоте облачности 100 – 150 метров, имеет квалификацию воздушного радиста 1-го класса.

Отлично владеет техникой пилотирования, а также ведет общую и детальную ориентировку, точно выходит на цель. Он знает только прицельный огонь, наверняка с первой атаки поражает объект.

Если Борисов летит на разведку, то можно быть уверенным, что разведданные будут достоверными и исчерпывающими. Фоторазведданные всегда подтверждаются визуальными наблюдениями.

Мельчайшие признаки тщательно замаскированных объектов не скроются от его наблюдательного тренированного глаза. В его руках грозный «Ильюшин» – это верная смерть сотен фашистских мерзавцев. Десятки тонн сброшенных боб – это факелы танков со свастикой, развороченные ДОТы, взорванные склады боеприпасов, обломки автомашин, разбитые батареи».

Ну а теперь примеры, подтверждающие эти слова. Вчитайтесь в них внимательно. Это портрет человека, который наводил ужас на врага, побеждая его и умением, и хладнокровным расчетом, и нерядовой отвагой.

25 августа 1944 года водил восемь Ил-2 на уничтожение танков и живой силы противника в районе Тарту (Эстония). Подступы к цели противник прикрывал силами истребителей и огнем зенитной артиллерии. Восьмерка была атакована четырьмя ФВ-190. Тов. Борисов первый обнаружил воздушного противника, и по радио сомкнул группу. Благодаря четкому командованию все атаки противника были отбиты огнем воздушных стрелков. С противозенитным маневром группа без потерь прорвалась к цели и атаковала ее. Бомбо-штурмовым ударом было уничтожено четыре танка и разбито одно полевое орудие на огневых позициях.

14 сентября 1944 г. принимал участие в штурмовке артпозиций в районе Мекла – Керассо. В районе цели противник открыл ураганный огонь зениток батарей. Будучи ведущим четырех Ил-2 с противозенитным маневром прорвался к цели, и решительно атаковал ее, а затем пулеметно-пушечным огнем стал подавлять зенитные точки врага. Снизившись до бреющего полета, проявляя образцы мужества и геройства, расстрелял расчеты зенитных орудий и подавил огонь одной батареи ЗА. В этом бою тов. Борисов показал себя зрелым, тактичным, грамотным управляющим боем.

28 сентября 1944 по дороге Энгларта – Кримулли с четырьмя Ил уничтожил автомашины. К цели подошел незаметно и внезапно атаковал ее. Боем управлял по радио. После сигнала «Бросаем бомбы по мне» атаковал колонну с головы, в результате чего образовалась пробка. Ведомые точно сбрасывали бомбы на скопление автомашин, после чего, по сигналу ведущего, снизились до бреющего полета; в результате четырех заходов пулеметно-пушечным огнем было уничтожено семь автомашин.

11 октября 1944 г. получил задание в паре произвести разведку войск противника в районе Кретинген. При ограниченной видимости и низкой облачности в условиях сильного заградительного огня прорвался в заданный район и обнаружил большое количество танков и самоходных орудий противника, готовящихся для контратаки. Ценные сведения немедленно доставил в часть, после чего группы штурмовиков несколькими штурмовыми ударами нанесли значительный урон противнику в его технике, в результате чего контратака противника была сорвана.

22 декабря 1944 года во главе четырех Ил-2 получил задание уничтожить зенитную артиллерию противника в районе Докас – Янайши, которая сильно противодействовала группам штурмовиков, действовавших в этом районе. Зайдя со стороны солнца, внезапно атаковал зенитные средства, не дав им произвести ни единого выстрела. Последующие штурмовые группы получили возможность свободного действия над целью. Группа уничтожила три батареи ЗА. На обратном маршруте был атакован двумя ФВ-190. Быстро сомкнул группу и, перейдя на бреющий полет, прикрыл себя сверху плотным огнем воздушных стрелков и без потерь привел группу на свой аэродром. И таких примеров еще немало.

Будучи командиром пары, Петр Борисов уничтожил замаскированную под водой на глубину 3-40 см переправу через Днепр. Уничтожил один бронепоезд. В боях за Лиепаю, когда перебросить подкрепление мешал обстрел противника с моря, Петр Сергеевич зашел в тыл немцам, и с воздуха потопил эсминец, уничтожил 300 огневых точек.

Петр Борисов участвовал в освобождении Севастополя, Риги, Тарту, Клайпеды.

Во время войны совершил 134 успешных боевых вылета, все на штурмовике Ил-2; из них десять на разведку.

Два раза был сбит истребителями противника. Но произвел вынужденную посадку на подбитом самолете на своей территории.

К концу войны старший лейтенант Петр Борисов был заместителем командира эскадрильи 686-го штурмового авиаполка 289-й штурмовой авиадивизии 7-го штурмового авиакорпуса 13-й воздушной армии Ленинградского фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за «мужество и отвагу, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу» старший лейтенант Пётр Борисов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжил службу в армии, однако в 1948 году по состоянию здоровья был уволен в запас. На пенсии жил и работал в родной деревне Сторожевое Косогорского района Тульской области.

Умер 29 февраля 1968 года в возрасте неполных 47 лет.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle