Рассказы о тульских губернаторах. Как Алексей Хворостухин был назначен в Тулу
Будущий первый секретарь Тульского обкома партии Алексей Иванович Хворостухин родился в 1900 году в Харьковской области. В бурные первые годы новой власти служил матросом, а боевой матросик в то лихое время — тот еще статус. Потом до некоторого времени делал неплохую производственную карьеру — от заводского инженера до начальника электростанции паровозоремонтного завода.
Одновременно Алексей Иванович начал расти и по партийной линии — был избран секретарем парткома завода, ушел работать в райком ВКП(б), затем уже назначался на самые высокие должности. 1941-го по 1942-й был секретарем Бурят-Монгольского областного комитета ВКП(б), с 1942 по 1944-й — ответственным организатором Управления кадров ЦК ВКП(б), затем, до самого назначения в Тулу, работал в Иркутске — сначала вторым, затем первым секретарем обкома.
В Иркутске о нем осталась очень хорошая память. Прежде всего как о покровителе науки — Хворостухин продолжил формирование в городе Восточно-Сибирского отделения Академии наук. Иркутск предполагалось превратить в базовый центр всей сибирской науки. Но со временем инициативу перехватил Новосибирск, в Иркутске считают, что путем интриги. Тем более, что после ухода Хворостухина страстных покровителей науки больше не было.
При Алексее Ивановиче началось возведение первенца Ангарского каскада Иркутской ГЭС, и завершилось строительство Ангарского нефтехимического комбината.
Бывший министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР Александр Ежевский вспоминает свои впечатления о встрече с Хворостухиным. Отмечая особенно, что телевидения тогда не было, и в лицо руководителей особо никто не знал. «…Директор авторемонтного завода в отпуске, я, как главный инженер, провожу оперативное совещание. Разбираем наши дела, выставляем требования к начальникам цехов, анализируем ситуации. Входит в кабинет высокий красивый мужчина. Я думаю, заказчик, наверное, вошел, пусть подождет. Он присел, сидит, слушает. Не прерывает, не представляется.
Заканчивается совещание, он подходит, говорит: «Я Хворостухин, второй секретарь обкома партии. Не беспокойтесь, не волнуйтесь, давайте по заводу пройдем, посмотрим, как рабочий класс живет, как люди работают». Я заволновался, конечно. Мне было 27 лет, а ему лет сорок. Много времени прошло, а я до сих пор вспоминаю – такое приятное впечатление произвела на меня та прогулка по цехам. С людьми он общался просто и мне показывал, дескать, не обращай внимания, что я начальник. Рабочим тоже говорил: не смотрите, что рядом главный инженер, рассказывайте все, как есть. Он пытался истинное положение дел узнать, был не из тех, кто ходит по ковровым дорожкам.
Алексея Ивановича больше жизненные вопросы интересовали: зарплата, условия труда, безопасность. Так мы и познакомились. Потом мы встретились с ним в Москве, когда он был первым секретарем Тульского обкома партии. Продолжали общаться, когда я был министром, а он работал в Госснабе. У нас были хорошие дружеские отношения. Мы часто вспоминали ту первую встречу в Иркутске. Алексей Иванович пользовался большим авторитетом, потому что был человечным. По городу гулял один, заходил в магазины, смотрел, как там дела. При нем в Иркутске мы начали строить трамвайное сообщение в конце войны. Это был умнейший человек, талантливый организатор. Послевоенное очень трудное было время, время восстановления народного хозяйства».
А вот что вспоминал об Алексее Ивановиче в «Восточно-Сибирской правде» бывший главный агроном колхоза «Путь Ильича» Владимир Наумов.
«К нам часто приезжал первый секретарь Иркутского обкома КПСС А. И. Хворостухин. Мне приходилось встречаться с ним во время полевых работ. И вот во время одной из встреч Хворостухин заметил, что вокруг животноводческой фермы и птицефермы накапливается значительное количество почти уже перегнившего навоза. Почему, мол, не вывозите на поля? Я ему отвечаю: «Алексей Иванович, вывозим, однако из-за недостатка техники не успеваем». Подумав немного, он сказал: «Хорошо, мы вам поможем». И слово свое сдержал. За два дня, субботу и воскресенье, силами работников облисполкома, других организаций и автотранспортников (городская автобаза дала 600 грузовых машин — вот это помощь!) и при личном участии Алексея Ивановича, тоже вилами вооруженного, было вывезено на поля и уложено в бурты 19 тысяч тонн навоза.
Но это еще не все. Во время непродолжительного отдыха я заговорил с первым секретарем о наших проблемах, сказал о нехватке минеральных удобрений. Алексей Иванович пообещал помочь: «Если узнаете о поступлении их в область, обращайтесь непосредственно ко мне». Я воспользовался тем обещанием. Как только узнал, что пришли 60 тонн сульфата аммония, сразу же отправился в обком. Но Хворостухин был в Москве на пленуме ЦК КПСС. Что делать? Захожу в орготдел и говорю об обещании Алексея Ивановича. Мне поверили на слово, позвонили в облсельхозуправление. Там строго заявили: «Забирайте 50 тонн, но учтите, что если за два дня не вывезете, то мы вас накажем». В тот же день в Госбанке была произведена оплата, а на следующий день 50 тонн удобрений были вывезены в бригады».
Первый секретарь обкома с вилами наперевес — зрелище, наверное, впечатляющее. Но и в Туле будет так же. Когда начнется народная стройка стадиона «Тульские Лужники», работать, без дураков, здесь будут и первые лица области, не говоря уже о руководителях комсомола.
В то время произошла еще одна важная для Хворостухина встреча. В середине октября 1954 года в Иркутск приезжал Никита Хрущев, и остался очень доволен всем увиденным. А в 1955-м Алексей Иванович стал первым секретарем Тульского обкома.
«Приняли его прохладно, без энтузиазма, – вспоминал почетный житель Тулы Иван Лукич Давыдов, впоследствии долгие годы заместитель министра торговли СССР. – Но после Жаворонкова самое сильное впечатление на посту руководителя области оставил именно Хворостухин. Честнейший партийный руководитель. Скромный, доступный, объективный, трезвомыслящий, и в действиях своих понятный.
Автор: Гусев Сергей