• Курсы валют:
      USD 90.41
      EUR 98.30
26.04.2021

Рассказы о тульских губернаторах. Дела насущные губернатора Шлиппе

Жизнь Владимира Карловича Шлиппе более чем на десятилетие связана с Тульским краем. Он стал первым губернатором, который сделал дом на перекрестке нынешних улиц Свободы и Льва Толстого (по старому на углу Ново-Дворянской и Мотякинской) своей резиденцией.

Примерно два раза в месяц Шлиппе выезжал в уезды для ревизии местных административных органов и изучения проблем жителей. По его инициативе в Туле было образовано Общество для содействия и развития кустарной индустрии, а затем и Музей кустарной и фабрично-заводской промышленности. Также Шлиппе был председателем Общества для устройства народных чтений.

Во времена его правления были организованы и поддерживались в хорошем состоянии восемь народных читален с воскресными чтениями, школа для глухонемых. При Шлиппе были открыты в Туле приют для опьяневших, касса взаимопомощи пожарным, пострадавшим на пожарах, новый Мариинский приют для мальчиков, дом трудолюбия, приют для подкидышей, общество охраны материнства и ребенка. А также ремесленное и художественное училища, воскресные курсы при ремесленном училище, женское ремесленное училище, училище для штейгеров (горных мастеров), готовившее кадры для горной промышленности, организована специальная касса для материальной поддержки стариков и безработных мастеров.

Владимир Карлович обратил внимание на запущенное состояние тульской кустарной промышленности. Для ее оживления при активнейшем участии губернатора было создано «Общество для содействия и развития кустарных промыслов в Тульской губернии, или Общество вспомоществования», председателем которого он стал. Это общество при патронате тульского губернатора проводило в то время «Тульские кустарно-промышленные выставки».

К началу 1900 г. в городе имелась всего лишь одна больница на 250 коек, находившаяся в ведении губернского земства. Не было детского отделения, и вообще больница не могла охватить медицинской помощью всех нуждавшихся в ней. По решению губернатора приступили к устройству бесплатной детской больницы. Шлиппе выбрал для нее место на площади в конце Петровской улицы против Петровских казарм (сейчас ул. Ф. Энгельса). Пожертвования на строительство детской больницы в Туле складывались из денежных взносов, а также из стройматериалов.

В круг рабочих обязанностей губернатора и в то время входили вопросы, которыми вынуждены заниматься и нынешние губернские власти.

Так Шлиппе волновали проблемы народной трезвости и ограничения продажи крепких спиртных напитков. Вскоре после приезда губернатора на работу в Тулу к нему обратился местный купец Василий Федулов Сафонов с просьбой во время летнего сезона разрешить в буфете кремлевского сада торговлю как крепкими напитками, так и съестными припасами до 2 часов ночи.

Шлиппе наложил на это заявление следующую резолюцию: «Принимая во внимание, что в числе посетителей, обращающихся в буфет, бывает более рабочий люд, который утром должен быть на работе, я признал возможным разрешить Сафонову означенную торговлю только до 12 часов ночи».

Занимался он и проблемами мелкого и среднего бизнеса. Так, вскоре после своего назначения Шлиппе подписал циркуляр уездным исправникам Тульской губернии о том, что «розничная торговля церковными свечами никому кроме церквей и состоящих в ведении духовного начальства свечных складов и лавок не допускается. Также свечи не из чистого пчелиного воска не могут быть приготовлены для церковного употребления».

Заботили губернатора и проблемы гастарбайтеров и незаконной миграции. К нему обратился с прошением горецкий мещанин Израиль Мордухович Данкман, «проживающий в Туле три года после выселения евреев из гор. Москвы, в котором, т.е. в Москве, жил до выселения от семилетнего возраста моего, привезенный отцом моим из черты оседлости, и там же, т.е. в городе Москва, обучался моему ремеслу». Израиль Данкман жаловался, что два года получал в Туле ремесленное дозволение из Тульской ремесленной управы. Затем в выдаче дозволения ему было отказано на том основании, что он не имеет права жить за чертой еврейской оседлости, и должен покинуть Тулу. «…Имею честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство будьте отцом моим и восьми моих малолетних детей освободить меня от требуемого управой свидетельства. В крайнем же случае, если закон гласит, что это свидетельство необходимо, то дайте мне хотя бы 5 месяцев сроку, ибо мне нужно окончить работу для Московского дворянского пансиона, в котором состою портным уже много лет и работа уже сдана мне на руки».

Шлиппе на это отписал тульскому полицмейстеру: «В виду возбужденного передо мной ходатайства и принимая во внимание, что проживающий в Туле еврей Израиль Данкман занимается портняжничеством и имеет в настоящее время начатые работы, до окончания взятых заказов не может выехать без ущерба для его заказчиков, я признал возможным разрешить ему отсрочку выезда до двух месяцев. О чем, давая знать, предписываю Вашему высокоблагородию не стеснять названного еврея в проживании его в г. Туле в течение означенного времени».

А это образец исполнительности.

7 июля 1895 года Шлиппе пишет служебную записку тульскому полицмейстеру с просьбой принять надлежащие меры: «На Калужской улице при выезде в Косой переулок есть сарай со свиньями, принадлежащий купцу Тихотовичу, имеющему также по Калужской улице дом для продажи хлеба. Из сарая прорыт ручей, который, препятствуя проходу по тротуару, распространяет большое зловоние». Полицмейстер отчитался о проделанной работе день в день через два месяца: «свиньи владельцем проданы, нечистоты уничтожены, канава приведена в порядок, зловония нет».

Наконец решал он и вопросы льгот для населения. В 1895 году Шлиппе обратился с письмом к министру путей сообщения, князю Михаилу Ивановичу Хилкову.

«До перехода в казенное ведение всех пролегающих через Тулу Московско-Курской и Сызрано-Вяземской железных дорог правление их, по моим просьбам, ежегодно высылали в мое распоряжение до 50 бланков бесплатных билетов от каждой линии для снабжения ими лиц, не имеющих средств к переезду из Тулы за собственный счет. За приходом же названных дорог в казну высылка ко мне таких билетов прекращена. …Имею честь обратиться к вашему сиятельству с покорнейшей просьбой не изволите ли признать возможным сделать распоряжение о высылке мне управлениями помянутых железных дорог хотя небольшого количества разовых бесплатных билетов III класса для снабжения ими лиц, не имеющих возможности к выезду из Тулы за свой счет».

Однако на эту просьбу Хилков ответил категорическим отказом: «… имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что Министерство финансов, руководствуясь точным указанием закона о льготных по железным дорогам перевозках, не признало возможным предоставлять в распоряжение губернаторов бесплатных билетов на проезд по железным дорогам нуждающихся лиц. С введения с 1 декабря 1894 г. нового, весьма пониженного тарифа, практиковавшаяся выдача железнодорожных билетов для проезда разного рода лиц «по бедности» прекращена».

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle