• Курсы валют:
      USD 85.57
      EUR 93.26
14.04.2021

Собиратель древностей Николай Троицкий

14 апреля исполняется 170 лет со дня рождения Николая Ивановича Троицкого – русского богослова и духовного писателя, собирателя древностей, создателя первого музея Тульской губернии Палата древностей. Во многом с него и началось научное краеведение в Тульской губернии.

 

«Я сам съел собаку»

Родился Николай Иванович в 1851 году в семье дьячка села Богатищево-Подлесное Каширского уезда в то время Тульской губернии. Учился в Веневском духовном училище, а потом, после смерти отца, в Туле. Здесь в 1872 году окончил духовные училище и семинарию. Уехал учиться в Москву и после окончания духовной академии начал преподавать в Костромской духовной семинарии.

В 1879 году переехал в Тулу преподавателем в духовной семинарии и женском епархиальном училище. В семинарии Троицкий считался особым знатоком Святого Писания, как всецело преданный своему делу фанатик.

Его коллега по Тульской духовной семинарии Михаил Андреевич Соколов называл Троицкого мнимо ученым острословом и балагуром. При этом отдавал ему должное за чувство юмора и находчивость.

«Припоминается случай, когда Троицкий посетил меня в доме Онисии Ивановны Юницкой на тогдашней Стародворянской улице. Провожая через парадный вход гостя, я счел нужным предупредить его, что во дворе имеется злая собачонка, которая могла броситься на него.

– Ничего-с, – ответил Николай Иванович, – я сам съел собаку».

Вообще в книге воспоминаний Соколова Троицкому посвящено немало достаточно язвительных страниц. Ну, например.

«В отношении к учащимся Николай Иванович в начале своей педагогической деятельности проявил чрезмерную строгость и требовательность, но вскоре, заметив, что это ведет к неприятностям, переменил линию поведения и вдался в другую противоположную крайность: ни за что ставил хорошие отметки и потакал всем слабостям учеников. Особенно было это заметно на экзаменах: здесь он старался задавать такие вопросы, которые сами по себе содержали и ответы, и быстро отпускал отвечающих; достаточно сказать, что тридцать-сорок человек он успевал переспросить в полтора часа, а то и в один час, как на экзамене по немецкому языку».

Больше всего же досталось Николаю Ивановичу за его научную деятельность, которую Соколов считал компилятивной, а временами и поверхностной.

«При раскопке земли для водопроводных труб рабочими был вырыт около старых торговых рядов гроб с сохранившимся вполне останками священника в облачении, с крестом и евангелием. Владыка Никандр поручил Троицкому как местному археологу определить приблизительно время жизни и кончины покойного. Троицкий не смог выполнить заданного. Другой раз кто-то из сослуживцев попросил Николая Ивановича указать, где найти один текст мессианского пророчества. Троицкий авторитетно ответил, что такого текста в Библии не имеется, а между тем это было мессианское место из пророчества Исайи».

Припоминает Соколов и еще один момент, связанный с главными знаниями Троицкого.

«Преподаватель пения Дмитрий Михайлович Струнин, интересуясь текстом одного церковного концерта, просил Николая Ивановича объяснить ему где можно найти этот текст в Библии. Троицкий в присутствии всех сослуживцев важно заметил Струнину, что буквально интересующего его концертного текста в Библии не и что этот последний лишь составлен в духе Библии. Мне показалось такое объяснение неправильным. Придя домой, я взял книгу Троицкого «Псалтирь» и вскоре же нашел в одном из псалмов буквальный текст концерта. На следующий день во время чаепития на большой смене, когда Троицкий вторично заявил, что рассматриваемый концертный текст составлен в духе Библии, я подал ему его же книгу «Псалтирь» с его же толкованием данного текста псалма. Произошла убийственная пауза молчания»!

 

Основатель музейного дела

Собственно, любой человек состоит из плюсов и минусов. Несмотря на то, что экзамены по немецкому Николай Иванович Троицкий принимал за час, его вклад в историю Тульского края огромен. Даже более того – хорошо, когда есть все эти курьезные и не очень лицеприятные воспоминания. Они говорят о том, что Троицкий был все-таки живым человеком, а не истуканом из учебника. Тем более в начале прошлого века его постигло огромное несчастье – в Веневе во время купания утонул его сын.

Еще в академии Троицкий увлекся археологией и был избран в 1877 году членом-корреспондентом, а в 1885-м – действительным членом Императорского Московского археологического общества. Защитил диссертацию на звание магистра богословия.

В Туле он трижды исследовал район Куликова поля, нашел здесь останки мамонта, каменные орудия, кони-камни (бывшие религиозные культы финских племен), места игрищ славянских племен вятичей, древний курган в верховьях реки Смолки, местность Куликова поля, городища в селах Никольское-Буйцы и Никитское. По результатам своих находок подготовил доклад «Берега реки Непрядвы в историко-археологическом отношении», заслушанный на VII Археологическом съезде в августе 1887 года в Ярославле. Именно тогда впервые были озвучены вопросы древней истории и археологии Куликова поля.

Н. И. Троицкий был организатором раскопок древних городищ в Одоевском уезде, которые спонсировал тульский помещик А. И. Мосолов. А в 1885 году основал первую в России общедоступную Палату древностей – Тульское епархиальное древлехранилище. Коллекция музея состояла тогда из его же историко-археологической коллекции и исторически ценных предметов ризницы Тульского архиерейского дома. Музей располагался в нижнем этаже церкви Пресвятой Богородицы на архиерейском дворе. Потом пошли пожертвования. Тульский врач, краевед В. И. Смидович подарил нумизматическую коллекцию. Заведующий музеем Петербургского горного института Н. П. Покровский прислал коллекцию минералов горных пород и окаменелостей из разных мест России и других стран.

Н. И. Троицкий и его помощник М. Н. Руднев организовывали экскурсии по музею. В одном из обращений к учителям народных школ Николай Иванович писал: «Можно и не знать и забывать памятники исторического прошлого, но не печально ли это? А если нужно помнить прошлое, то нужно хранить и знать памятники старины. Без них как вы будете воспитывать в себе и других священное чувство любви к Родине, ее святыням, ее народу, ее героям?»

«Все лучшие годы жизни я посвятил собиранию древностей, – говорил он про себя. – Дело это встречало на своем пути много терний и препятствий, но сочувствие многих высокопоставленных лиц победило все».

К концу 1916 года, благодаря усилиям Троицкого, фонды древлехранилища превысили 10 тысяч единиц хранения. Среди этих экспонатов были остатки всевозможных реликвий с Куликова поля, масса редких портретов, в особенности редких портретов Петра Великого, лично вышитый Екатериной Великой напрестольный плат, разные предметы каменного века.

Троицкий пробовал убедить город построить для этого уникального собрания отдельное здание в кремле. Городская Дума вроде бы с этим согласилась, но сразу найти всю необходимую для музея сумму не удалось, а потом началась война, и эта идея так и не осуществилась.

Н. И. Троицкий был одним из инициаторов основания в Туле губернской ученой архивной комиссии. Однако после образования комиссии в 1913 г. отказался принимать участия в ее работе, так как не был удовлетворен уставом. Он был почетным членом Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, в 1911 г. единогласно избран членом Куликовского строительного комитета для сооружения храма-памятника Сергию Радонежскому. Принимал участие в работе Тульского общества любителей естествознания, выступая с докладами по археологии тульского края.

 

Выселение музея

После февральской революции Троицкий был избран во Всероссийский Поместный Собор, открывшийся в августе 1917 года. Он работал в подотделе, где развернулась дискуссия об упрощении богослужебного языка. Упрощение Николаю Ивановичу не нравилось, он видел в нем происки кайзера Вильгельма, который в стремлении уничтожить славянство покушается на искажение славянского языка.

А после октябрьской революции архиерейский дом заняли чекисты, и в помещениях Палаты разместился военный отряд. Все уникальные экспонаты перетащили кое-как в архиерейскую церковь, многие из них пострадали. Сохранившиеся предметы коллекции Палаты древностей стали потом основой Тульского областного краеведческого музея.

В качестве служащего подотдела музеев при Тульском губернском отделе народного образования Троицкий заниматься учетом и описанием предметов церковной старины, читал лекции по истории края при художественно-историческом музее.

В последние годы жизни составлял конспект для справочника по археологии края, собирал материал по фольклору Тульской губернии. Начал составлять словарь замечательных людей тульского края, особенно его интересовал род Хомяковых.

24 сентября 1920 года Николай Иванович Троицкий умер.

Конечно же, имя его в советские годы практически не упоминалось. Зато 2 ноября 2006 Тульская городская Дума приняла решение об открытии мемориальной доски на доме № 37 по ул. Пирогова, где когда-то жил основатель музейного дела в Тульской губернии Николай Иванович Троицкий.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle