Тульские губернаторы: военные будни Николая Чмутова
Николай Иванович Чмутов первым секретарем Тульского обкома ВКП(б) стал в 1943 году. Его биография – обычная для того времени. Трудовую деятельность начал в двенадцать лет. С 1922 по 1926 годы работал слесарем на заводе и учился в брянской школе ФЗИ. Окончил Ленинградский военно-механический институт по специальности «инженер по артиллерийскому производству». Тогда же пошел вверх и по партийной линии – в институте его избрали секретарем парторганизации.
В 1938 г. работал в аппарате ЦК ВКП(б), откуда и был направлен на партийную работу в Тулу. До 1941 г. был вторым секретарем Тульского городского комитета ВКП(б), до 1943 г. – председателем исполнительного комитета Тульского областного Совета. В 1941 г. — член Городского комитета обороны Тулы.
«Какая самая характерная черта обороны Тулы? – вспоминал он уже через двадцать лет после окончания войны. – Не ошибусь, если скажу так – наитеснейшее единение бойцов и рабочих. Фронт и тыл слились воедино. В городе не было паники. Все верили в победу. Когда над Тулой нависла серьезная опасность, туляки по призыву партийной организации, как один, от мала до велика, поднялись на защиту своего родного города, на защиту южного форпоста нашей столицы – Москвы».
Согласно постановления Тульского городского комитета обороны Чмутов отвечал за организацию питания и обмундирования рабочего полка. Задача в осажденном городе – невероятно трудная. Тем более, что и остальной работы тоже хватало. Николай Иванович вспоминал, как в декабре 1941 г. городским комитетом обороны заводу «Штамп» было поручено наладить производство пушечных и авиационных гильз. Этим он мог бы оказать большую помощь фронту по разгрому врага.
«Мы с Василием Гавриловичем Жаворонковым говорили руководству завода буквально следующее: «Понимаем, что нет оборудования, кадры вывезены на восток, но все же подумайте над этим серьезно». И коллектив воспринял это как боевой приказ».
На заводе закипела работа. Немедленно началась очистка цехов от хлама, мусора. Затем начали ремонт зданий. Одновременно искали, ремонтировали старое, изготавливали новое оборудование. С орудийной пушечной гильзой было проще. А гильзы для авиационной пушки завод никогда не делал. Требовалось создать ремонтно-механический, инструментальный, чугунолитейный, железнодорожный и автогужтранспортный цехи. И они усилием коллектива были созданы. «Скажу для примера, что для ремонтно-механического и инструментального цехов токарные, фрезерные, строгальные, сверлильные, шлифовальные станки были взяты из артелей, школ, ФЗУ. С предприятий местной промышленности и разных свалок заводов. Два шлифовальных станка были изготовлены своими силами.
Из-за отсутствия электромоторов к станкам были сконструированы и изготовлены своими силами общие трансмиссии с индивидуальными контрприводами. Или вот еще один пример по прокатному цеху. Здесь после эвакуации остался лишь демонтированный старый главный привод с маховиком. На территории завода под снегом были обнаружены старые списанные станки прокатных станов, другие детали.
Однако когда комплектация оборудования закончилась, оказалось, что не хватает чугунного желобчатого лома диаметром 750 мм и поддонов под станины станков. Казалось, задача неразрешимая. Отливать на заводе раньше не приходилось. Заказывать кому-то на сторону? Но на это требуется не менее шести месяцев. Это было неприемлемо. И заводчане принимают решение изготовить деревянный желоб своими силами. Он проработал восемь месяцев, вращая три прокатных стана».
Что же касается повседневной жизни города, Чмутов называл ее «относительно нормальной – сравнить с мирным временем нельзя». И в то же время необходимый минимум жизненных условий, несмотря на тяжелейшую обстановку, у туляков был.
«В дни напряженных боев за Тулу все медицинские работники трудились с утроенной энергией. На всех медицинских пунктах днем и ночью дежурили врачи, медсестры, санитарки, готовые в любую минуту помочь пострадавшим. Во всех медицинских пунктах своевременно были подготовлены койки, операционное оборудование, перевязочный материал. В этой связи хочется отметить самоотверженный труд медицинского персонала больницы им. Семашко, долгие годы возглавляемый заслуженным врачом В. Ф. Дагаевым. Продолжал работать Центральный родильный дом.
Неплохо функционировало продовольственное снабжение. Механизированный хлебозавод за время обороны три раза выходил из строя и каждый раз восстанавливался. Противник вел по нему прицельный огонь. Как только из заводской трубы появлялся дым и завод начинал работать, гитлеровцы организовывали артиллерийский налет. Но население города получало хлеб бесперебойно, его выпекали мелкие хлебопекарни.
В город регулярно доставлялась почта. Бесперебойно работала связь, в кинотеатре им. Бабякина демонстрировался фильм «Щорс» и другие ленты.
Помню, как праздновалась в городе 24-я годовщина Октября. Тула выглядела суровой и величественной. Везде были вывешены флаги. Городской комитет обороны вручил на передовой знамя обкома партии и облисполкома Тульскому рабочему полку. Отмечая эту дату, артиллеристы и гвардейцы-минометчики обрушили на головы врагов шквал огня. Свою веру в победу Тула подкрепляла делом».
9 марта 1943 г. Чмутова избрали первым секретарем Тульского областного комитета ВКП(б).
Николай Иванович внес огромный вклад в возрождение промышленных предприятий области и сельского хозяйства области после того, как немцев отогнали от города. Несмотря на то, что все шахты с приближением врага были затоплены, возобновление добычи угля продвигалось настолько интенсивно, что добыча в 1943 г. превысила довоенный 1940-й едва ли не в полтора раза. К 1944 г. было восстановлено сельскохозяйственное производство.
На фото: Н. И. Чмутов (в белом маск-халате) возвращается с фронта после посещения армии Белова
Автор: Гусев Сергей