• Курсы валют:
      USD 80.75
      EUR 93.63
10.02.2021

Туляк Иван Королев: первый Герой

Сто лет назад, 10 февраля 1921 года, в деревне Ламки Узловского района Тульской области родился Иван Георгиевич Королев – полковник Советской Армии, один из первых, кто в Великую Отечественную был представлен к званию Героя Советского Союза. Его даже в официальных документах называли бесстрашным. Но он и в наступившей мирной жизни остался таким же – честным, бескомпромиссным, не боявшимся любого высокого начальства.

Деревня Ламки до войны была известна прекрасным большим прудом и огромным колхозным садом с пасекой. «После работы или в обеденный перерыв в жаркий день было где полакомится и покупаться, отдохнуть с тем, чтобы потом работать до позднего вечера», – вспоминал Иван Георгиевич. Сад, правда, еще в войну был вырублен самими колхозниками. После сильных морозов 1940 года некоторые деревья не дали листвы, но оставшиеся десяток яблонь потом жили, давали плоды. С течением времени не стало и пруда.

Отец Егор Иванович и мама Мария Дементьевна работали здесь же, в колхозе, вместе с младшими братьями Василием и Петром. После войны Петр переехал в Узловую, а Василий так и остался в Ламках. Иван в начальную школу ходил в соседнее село Высокое, а семилетку заканчивал уже в Узловой. В летнее время все подростки работали в колхозе.

«В пятнадцать лет мне дали жатку и мы с отцом на двух жатках убирали урожай, – вспоминал Иван Георгиевич. – Одно лето я пас колхозное стадо коров, а после и свиней».

Окончив семь классов, он поехал в Москву в надежде поступить учиться в художественное учебное заведение – с детства нравилось рисовать. Но при художественном техникуме не оказалось общежития, зато оно было в техникуме паровозного хозяйства, куда и пришлось идти. На первом курсе Иван Королев поступил учиться еще и в аэроклуб, так мечта стать художником трансформировалась в мечту о небе.

В начале 1939 г. он был зачислен в Борисоглебское авиационное училище летчиков-истребителей, которое окончил в ноябре 1939 г. в звании младшего лейтенанта, и был направлен в строевую часть в Одессу. Летать приходилось много, днем и ночью, наращивая воздушный опыт. Иван Королев стал отличником боевой подготовки, его портрет поместили в газете Одесского военного округа. В конце 1940 года он был назначен командиром звена.

Участие в войне принял с первых же дней. Его часть выполнила задачу по противовоздушной обороне Одессы. С приближением линии фронта бои стали напряженными – приходилось делать по восемь вылетов день, чтобы защитить город от налета авиации противника и наносить удары по наступающим наземным войскам.

В ходе войны, – рассказывал Королев, – летчики-истребители выполняли различные задачи, иногда даже не свойственные им. Такие, как борьба с воздушными противником, с наземными войсками, сопровождение бомбардировщиков, охраняя их от истребителей противника, прикрытие наземных войск от нападения с воздуха, разведка и многое другое. К сентябрю 1941 года лейтенант Иван Королев командовал звеном 69-го истребительного авиаполка 21-й смешанной авиадивизии Южного фронта. К этому времени он совершил 129 боевых вылетов, сбив 3 самолета противника.

За героическую оборону Одессы двенадцать летчиков, включая Ивана Георгиевича Королева, еще в сентябре 1941 года были представлены к званию Героя Советского Союза.

«Бесстрашный летчик-истребитель, отлично владеющий боевым самолетом. Показал образцы мужества и геройства, борясь против германо-румынских фашистов. На подступах к Одессе бесстрашно громил в штурмовых действиях живую силу противника, огневые очки, минометные гнезда и конницу противника», – указывалось в его наградных документах.

С первых дней Иван Королев участвовал и в боях под Сталинградом, защищая город с воздуха. За успешные действия был награжден двумя орденами Красного знамени. Дважды был сбит. Один раз горел и прыгал с горящего самолета с парашютом. Второй раз его сбили истребители, с которыми около получаса вел бой. Одного из них подбил, но горючее было на исходе, пришлось сесть в поле. Самолет сожгли на земле, Иван Королев все это время укрывался под фюзеляжем, выбрался только когда противник ушел.

Войну бесстрашный истребитель Иван Королев закончил в Германии. Всего за время своего участия в войне он совершил 408 боевых вылетов, сбив 7 вражеских самолетов лично (он сам насчитал 18) и еще 3 — в составе группы. Также, по его собственноручным воспоминаниям, на земле был уничтожен 21 самолет, в групповых боях сбито более десяти самолетов. Помимо этого при штурмовых действиях на земле уничтожено много живой силы и техники противника.

После окончания войны он продолжал летать и готовить летчиков, был инспектором по технике пилотирования соединения. В 1950 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы, в 1957 году — Военно-воздушную академию. В 1959 году в звании полковника Королева уволили в запас.

Жил в Москве, работал в НИИ технологии и организации производства. Но и связи с родиной, где жили братья и родители, не терял. С мамой в 1955 году произошло несчастье – кровоизлияние в мозг. Она потеряла речь, объяснялась только жестами.

Остро переживал наплевательское отношение власти к деревенским старикам, честно трудившимся всю свою жизнь. Об этом он откровенно рассказал в письме на запрос Краеведческого музея, собиравшего биографии тульских героев.

«Поезжайте на недельку-другую в Ламки и поживите у стариков, поговорите, посмотрите, расскажите, что я писал – отец вам расскажет обо всем подробно, всю историю колхозного периода в жизни Ломок. Он труженик честный всю свою жизнь. Ну и, конечно, захватите с собою секретаря обкома. А возьмите вопрос о пенсиях для колхозников. Где же обеспеченная старость? Хорошо, если есть дети и они помогают, как мы, своим старикам. Я с девятнадцати лет и до сих пор помогаю родителям.

Но есть и такие, у кого дети погибли на фронте. Есть старик Титов и другие, которым за семьдесят, а они, потеряв сыновей, вынуждены работать и жить впроголодь. А они знают, что пора и лучше жить.

Все говорят надо и план, и учитывать интересы колхозников. Но людей часто забывают, когда карьеризм руководителей и показуха берут верх. Я вам пишу письмо так пространно потому, что, надеюсь, секретарям обкома может быть дадите почитать материал в рукописи из серии «Бессмертные подвиги», ибо им лично обо всем этом я писать не хочу. Не поймут».

Свои мысли по поводу пенсионного обеспечения колхозников он рассказал в письме в Узловский райисполком. Оттуда ответили, что пенсии родителям и, в частности, матери не положено, поскольку нет стажа работы в колхозе.

Герой Советского Союза Иван Георгиевич Королев удивился: «А разве до коллективизации работа матери в сельском хозяйстве была не на государство наше? Рабочим на предприятиях так глупо не отвечают. Там стаж трудовой считается не со дня коллективизации. Где же таким людям вникнуть в жизнь хлебороба»?

После получения ответа из Узловского райисполкома он написал письмо в Верховный Совет СССР по тому же поводу, к которому прикрепил ответ, полученный из района. Но это письмо переправили в обком партии. Из Тулы заместитель секретаря обкома отписал, что пенсий колхозникам не положено, и родителям должны помогать дети.

«Это настолько глупый ответ, что мне противно с таким «государственным деятелем» разговаривать. Ссылка на клочок земли – огород, который есть у стариков, хотя они его обрабатывать могут только с помощью односельчан, разве это серьезно?

Дело с пенсиями пока решается в каждом колхозе самостоятельно. Побогаче колхоз – выделяются средства на это. А из Узловой в упомянутом выше ответе на мое письмо мне так и ответили, что, согласно уставу сельхозартели, принятому колхозниками, пенсий не предусмотрено. Вот до чего мудро – колхозники сами лишили себя пенсий и даже вписали в уставы. Черт знает что, и это после трех десятилетий колхозного строя в деревне».

К новым порядкам в деревне он также относился весьма критично.

«Вы знаете промахи нашей Тульской области в заготовке мяса и других сельхозпродуктов (за приписки первый секретарь обкома А. Хворостухин был снят со своей должности и отправлен послом в Монголию, – С. Г.). Так и у нас в колхозе. Чтобы выставить себя перед своим начальством наподобие председателей колхозов, района и области, берут повышенные обязательства и потом начинают у колхозников скупать молоко, чтобы выполнить план. А кукурузу до сих пор не умеют выращивать. Или дают обязательства по развитию животноводства и для этого большую часть земли занимают под корма, культуры, уменьшают под зерновыми. Опять трудодень мало оплачивается и деньгами и натурой. Вследствие многолетней низкой оплаты труда колхозников у них потеряна материальная заинтересованность, а это в свою очередь снижает производительность. А молодежь в таких колхозах остается в ничтожных процентах: идет в промышленность или на шахты».

К 1963 году, когда все это писалось, Иван Георгиевич был уже фактически инвалидом – сказались четыре года непрерывных боев на фронте.

«Мне 42 года, но я уже успел приобрести язвенную болезнь, перенести неудачную операцию (язву не удалили при операции), а после всего перенесенного ослабло сердце, и я старик. Я работаю в гражданском учреждении. Из армии ушел в запас в июле 1959 г. по причине болезни».

Скончался он 18 августа 1981 года, в Москве.

«Мы умеем приказывать идти открыто на опасность, смерть ради свободы земли нашей, людей, и какое это удовлетворение. Жалко потерянного здоровья, но видишь, какими огромными шагами наша страна идет вперед. Эти успехи обеспечены свободой Родины, которую мы завоевали в боях со смертельным врагом. Я горд тем, что был в первых рядах защитников Родины. Я стараюсь теперь победить болезнь. У меня слабые нервы. Но я делаю все, чтобы еще поработать и быть полезным обществу».

 

На фото: летчики 9-го Гвардейского ИАП. И. Королев – третий слева.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle