• Курсы валют:
      USD 80.75
      EUR 93.63
25.12.2020

Как Юнак оказался в Туле

Директор машзавода В. Усов дает пояснения первому секретарю обкома И. Юнаку о применении агрегатных станков в экипажном цехе.

Первый секретарь тульского обкома Иван Харитонович Юнак был боевым офицером. А демобилизованных офицеров, имеющих кроме воинской специальности, еще и гражданскую, с их согласия отправляли в ЦК партии, в обкомы КПСС.

Задача стояла наиважнейшая – восстановление народного хозяйства, разрушенного войной. Надо было залечивать тяжелые раны, отстраивать из руин города и села, поднимать экономику.

«И, что там говорить, особой заботы требовала земля-кормилица. В стране действовала карточная система, – вспоминал он. – Так вот я с супругой и оказался на родной Украине. Киевский обком направил работать по основной специальности агронома в Тальновский район. Затем трудился завсельхозотдела райкома, первым секретарем Ладыженского и Корсунь-Шевченковского райкомов партии, первым заместителем председателя Черкасского облисполкома, инспектором ЦК компартии Украины».

С 1954 по 1961 годы Иван Харитонович работал председателем Днепропетровского облисполкома. И был если не самым, то одним из самых молодых руководителей на Украине. Здесь Юнака уже прочили на место первого секретаря обкома. Но все решил случай. Хрущеву в Тулу срочно потребовался новый первый секретарь обкома. Прежний, Алексей Хворостухин, был уволен со своего поста за приписки, которыми вынуждены были заниматься поголовно все – иначе выполнить фантазии о том, как СССР в ближайшем будущем обгонят США по производству кукурузы, мяса и молока было невозможно. Просто кто-то попадал под раздачу, кто-то нет. Хворостухин попался.

Назначенный вместо него Олимп Алексеевич Чуканов прекрасно разбирался в вопросах промышленности, а вот с сельским хозяйством не дружил. Хрущев в таких случаях любил язвительно шутить: «Думает, что булки на деревьях растут». А тут Никита Сергеевич направлялся проездом через Тулу на Украину, и решил послушать, как обстоят дела на полях. Поняв, что первый секретарь в его любимом сельском хозяйстве абсолютно некомпетентен, тут же принялся искать замену. И в Днепропетровске она нашлась. Так в июле 1961 года Иван Харитонович направился к новому месту работы.

17 июля 1961 года на пленуме Тульского обкома КПСС Юнака утверждали первым секретарем.

Первым вопросом, по протоколу, рассматривали освобождение с этой должности Чуканова. Товарищи по партии, как и положено, честили его за «крупные недостатки в руководстве сельским хозяйством». Понятно, что с подачи ЦК партии, где выражали тревогу по поводу того, что Тульская область по вопросам сельского хозяйства идет не вперед, а назад; и по надоям молока, и по производству мяса, по производству других продуктов сельского хозяйства. Впрочем, и сам Чуканов признавал, что совершенно не знает сельское хозяйство. В ЦК КПСС пришли к выводу, что нужно первым секретарем Тульского обкома избрать «товарища, хорошо знающего сельское хозяйство, имеющего опыт в этой работе».

Пшеница на тульских полях. 1960-е годы.

Было внесено предложение освободить т. Чуканова от должности первого секретаря тульского обкома партии, поскольку руководить областью с таким отсталым сельским хозяйством он не может.

За это предложение пленум проголосовал единогласно.

После чего ведущий пленума задает залу провокационный вопрос: «Кого избрать первым секретарем Тульского обкома партии? У вас есть предложения или хотите сразу выслушать мнение ЦК партии»?

На последнее предложение зал ответил многозначительным молчанием. Свои предложения никто не спешил высказывать. Все хотели выслушать мнение ЦК.

– Нет возражения выслушать мнение ЦК партии? – в очередной раз уточняют из президиума.

– Нет! – кричат с мест.

После чего вносится предложение избрать первым секретарем Тульского обкома КПСС т. Юнака Ивана Харитоновича, «агронома с высшим образованием, имеющего большой опыт работы в крупной сельскохозяйственной области».

Избираемый обстоятельно рассказывает свою биографию, после чего избирается единогласно.

Через пару месяцев, 15 сентября 1961 года, на пленуме обкома снова рассматривали необходимость пребывания на своей должности Чуканова и недавно назначенного председателя облисполкома Батурина. Юнак взял обоих под защиту.

«По-моему, не знаю, согласитесь или нет, но вносить вопрос о товарищах Чуканове, Батурине не следует. Что вносить о Чуканове? Он никем и ничем не скомпрометировал. Я еще раньше, когда был в бюро ЦК у товарищей Козлова, Воронова, знал, что Чуканов сам заявил, что ему трудно справляться, что он не знает сельского хозяйства. Из всего этого можно сделать вывод, что нами допущены ошибки, когда выдвинули на должность первого секретаря тов. Чуканова. Никто пока официально не обвиняет нас в том, что бюро допустило ошибку, рекомендовав тов. Батурина на пост председателя облисполкома. Нельзя даже о самом хорошем руководителе сказать, что человек готов на все сто процентов. Ведь еще вчера мы ему говорили: давайте-ка, Василий Семенович, примем все меры к тому, чтобы еще лучше руководить народным хозяйством области, активизировать работу всей многочисленной армии работников учреждений и множить контакт с совнархозом. На работе председателя облисполкома тов. Батурин находится пять месяцев, а освоить работу так быстро невозможно. Я это по себе знаю. Я семь лет проработал председателем облисполкома, только через два года я почувствовал, что бразды правления находятся у меня в руках».

В этом монологе очень интересно предложение «нами допущены ошибки, когда выдвинули на должность первого секретаря тов. Чуканова». Юнак не дистанцируется, он уже чувствует себя руководителем региона и не переводит стрелки на других. Так начался наиболее значительный в его биографии – тульский этап жизни.

Комментарии для сайта Cackle