В тульском театре рассказали о мнимых болезнях и настоящей любви
Первая премьера сезона в Тульском академическом театре драмы – спектакль «Мнимый больной» по пьесе Мольера. Его должны были представить зрителю еще в апреле этого года, но из-за всем известных событий премьеру перенесли на октябрь.
Что ж, актуальность пьесы еще раз проверило время. Оказалось, что даже за такой смехотворно короткий срок она только
прибавила в актуальности, на то и классика. А ведь во времена Аргана, главного героя пьесы Мольера, не было ни
телевидения, ни интернета, где бы каждый день появлялись пугающие сообщения об опасностях нового вида вируса.
Но, оказывается, и простой силы самовнушения хватает на то, чтобы убедить себя в опасной болезни.
Правда, во времена Мольера был король Людовик XIV, с которого, как считали некоторые современники, автор писал главного
героя. Людовика тоже лечили все кому не лень, иногда до драки, когда на кулаках доказывали, чей диагноз правильнее.
Король-солнце, после того, как его все же не удалось залечить до смерти, полюбил театр и танцы. И правильно –
хороший спектакль, прекрасная игра актеров, увлекательная интрига – лучшее лекарство от любых напастей.
В тульском спектакле это все имеется в полной мере. Главная фигура истории – любитель клистирчиков, промываний
и снотворного Арган в исполнении Александру Барактари. Жизнь поставила его перед непростым выбором, когда любимая
дочь Анжелика (Полина Шатохина) не хочет перспективного семейного союза с Тома Диафурарусом, который и сам только
что получил медицинский диплом, и папа его врач. А ведь как было бы славно. Папа лечит больного, сын его лечит,
и все это мило, по-семейному. Да и молодая жена Белина (Лариса Киеня) была бы довольна. Чем быстрее дочерей выдадут
замуж, тем меньше претендентов на ее наследство, когда мнимый больной станет реальным покойником.
Арган, правда, убежден в искренности чувств к нему Белины – ровно настолько же сильно, насколько и в опасности
своей болезни. Да и как не быть уверенным, если Белине ничего и в самом деле не нужно, кроме этой старой развалины.
Она об этом весьма пылко ему и восклицает:
– Нет, нет, мне ничего не надо!
Тут же, правда, осторожно добавляя:
– Сколько, вы говорите, у вас в шкафчике? Двадцать тысяч франков?
Ну а что, с другой стороны, на всякий случай не поинтересоваться.
Мир «Мнимого больного» – это мир, где есть врачи и шарлатаны, любовь и обман, интриги и простодушная
верность тому, с кем ты просто живешь под одной крышей. Хорошо, когда в самой трудной ситуации оказываются те,
кто готов прийти на помощь. В данном случае это брат Аргана Беральд (Николай Бутенин), справедливо удивляющийся,
чем клистиры привлекательнее бокала хорошего красного вина. А также служанка Туанетта – она вообще не понимает,
от какой болезни лечится ее хозяин, и уверена, что он всего лишь хорошая дойная корова и для аптекаря, и для доктора.
Тут еще с ней поделилась сердечной тайной Анжелика, поведавшая о своей любви. Конечно, искреннего и открытого
Клеанта (Максим Старцев) никак не сравнить с напыщенным и уморительно смешным Тома Диафуарусом (Дмитрий Чепушканов).
А когда в тебе еще спит до поры до времени хорошая интриганка, не вписаться в эту историю на стороне добра просто
невозможно.
История Мольера с одной стороны о лживых и мнимых чувствах – мнимый больной, лживая любовь Белины, шарлатанское искусство врачей. «В любви притворство очень похоже на правду», – утверждает словами своей героини сам автор. С другой, это притча о том, что даже в самом придуманном и неправильном мире всегда есть место для чего-то настоящего и правильного. Хорошо, когда именно к этим правильным вечным ценностям приходят не только герои пьес, но и сами зрители. А значит, поход в театр окажется для них совсем ненапрасным. Смеясь, а посмеяться там есть где, мы вроде бы готовы расставаться с тем прошлым – в умеренных количествах, конечно.
«Мнимый больной» московского режиссера Веры Анненковой – безусловная удача театра. Тем более
ценная, что Мольеру как-то не очень везет в Туле. За последние лет пятьдесят были лишь две не очень удачных попытки
поставить «Тартюфа», и обе студенческие. Александр Попов создал спектакль на малой сцене с выпускниками
своего театрального курса. А в 1979-м дипломный спектакль в Туле поставил выпускник ГИТИСа и будущий медиа-магнат
Владимир Гусинский. Получилось, говорят, неплохо – в форме капустника. Но долго оба «Тартюфа»
в репертуаре не продержались.
Автор: Гусев Сергей