Блеск и нищета старинных дворцов Тульской области
Усадьба знаменитого барона фон Мекк располагается в селе Хрусловка Веневского района Тульской области, выстроена в романском стиле по проекту архитектора Сергея Экарева. Сохранились воспоминания об отделке, обстановке 24-х комнат этого дворца, согласно которым каждая комната была уникальна. В усадебном доме были дубовый, ореховый, ясеневый залы, а также «китайский» - со стенами, обитыми китайским шелком. Были комнаты, выкрашенные под серебро и золото, с мебелью из орехового дерева и карельской березы. Но самой оригинальной считалась «зеркальная» комната, которая была сплошь украшена зеркалами, которые были и на стенах, и на потолке, и даже на полу.
В начале 20 века владельцы продали Хрусловское имение местным помещикам Толмачевым, которые владели усадьбой до революции. После национализации все имущество было передано в Музей дворянского быта в Москве или продано с аукциона. Некоторые произведения художественного искусства из усадьбы сегодня хранятся в Тульском областном художественном музее.
В усадьбе начали выращивать сахарную свеклу и разводить скот. С 1923 года здесь был открыт Хрусловский детский дом им. Фомина, для прибывших с Волги сирот, который закрыли в 1984 году. Здание передали одному из предприятий для организации пансионата, который так и не был открыт. Сегодня усадьба постепенно разрушается.
Впереди – новые торги
В прошлом году бесхозяйственно содержавшаяся «Усадьба фон Мекк» была изъята у собственника. После проведения торгов обязанность по восстановлению и содержанию усадьбы будет возложена на нового собственника, который в течение пяти лет должен будет произвести работы, касающиеся непосредственно здания, его внешнего облика.
Будет ли восстановлено убранство и интерьеры, решат на основании заключения экспертов, но сохранению здания будет обязанностью нового собственника. Это прописано в условиях договора в соответствии с законодательством.
Железнодорожный король
Карл фон Мекк происходил из старинного немецкого остзейского дворянского рода, перебравшегося в Лифляндию из Силезии в конце XVI века.
В 1838 году он был определен в Институт Корпуса инженеров путей сообщения, окончив который, в 1844 году поступил в чине поручика на службу в ведомство путей сообщения. Вскоре он был назначен начальником дистанции Московско-Варшавского шоссе, а затем инспектором по строительству стратегических дорог в западной части России.
В начале 1848 года он женился на семнадцатилетней дочери помещика Смоленской губернии. Семья обосновалась в Рославле. Его супруга, Надежда Филаретовна, впоследствии написала:
«Мой муж … служил на казённой службе, которая доставляла ему тысячу пятьсот рублей в год — единственные, на которые мы должны были существовать с пятью детьми и семейством моего мужа на руках».
В 1860 году Карл Фёдорович фон Мекк оставил службу и занялся предпринимательством; Надежда Филаретовна писала об этом времени П. И. Чайковскому:
«…когда он, наконец, согласился исполнить мою неотступную просьбу и вышел в отставку, мы очутились в таком положении, что могли проживать только 20 копеек на всё. Тяжело было, но я ни на минуту не жалела о том, что сделано».
Гигантская прибыль
Именно в это время в России, осознавшей после поражения в Крымской войне всю важность железнодорожного транспорта, начались первые попытки строительства железных дорог по частным подрядам. Фон Мекк вступил в Общество Саратовской железной дороги, ставившее своей целью сооружение на частные деньги железной дороги между Москвой и Саратовом.
Позже фон Мекка стал главным подрядчиком строительства дороги от Коломны до Рязани. Дорога была построена за полтора года, быстро вошла в строй и, по мнению современников, принесла фон Мекку гигантское состояние: около полутора миллионов рублей прибыли. Затем с той же скоростью и эффективностью был построен следующий участок, от Рязани до Козлова.
В дальнейшем фон Мекк принял участие в сооружении ещё нескольких железных дорог, в том числе Курско-Киевской, но уже без такого успеха. Умер в Москве. Похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря.
Автор: Кудымова Юлия