• Курсы валют:
      USD 80.75
      EUR 93.63
28.09.2018

«Невеста бурь, подруга капитана»: история первой полярной путешественницы, тулячки Татьяны Прончищевой

30 сентября православные туляки отмечают праздник в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Это не просто женские имена, но и добродетели. Они имеют огромное значение для христианства. Накануне праздника «Центр71» рассказывает о тулячке Татьяне Прончищевой – первой в истории полярной путешественнице.

Что определило ее судьбу, неординарную даже для нашего времени? Вера, надежда, любовь? Образ юной женщины, отправившейся в Арктику с любимым мужем и умершей вслед за ним от горя, стал темой легенд, стихотворений, романов, кинофильмов, произведений живописи и скульптуры. В действительности о ней в течение двух с половиной веков не было известно почти ничего. Лишь в 1983 году установлены основные факты ее биографии и подлинное имя.

Они были красивой парой

Биографических сведений о чете Прончищевых немного. Она – хрупкая брюнетка небольшого роста с выразительными глазами. Он – блондин с буйными кудрями, бравый офицер «гнезда Петрова».

Будущая полярная путешественница родилась в 1713 году в селе Березово Алексинского уезда в семье стряпчего Кондырева. Этот мелкопоместный дворянский род известен в тульском крае с 1563 года, когда Иван Грозный пожаловал семье имение в Алексинском уезде. Отец будущей путешественницы был среди тех соратников Петра I, которые закладывали новую столицу России и строили первые верфи для кораблей молодого Балтийского флота. В 1712 году Петр I выделил Федору Кондыреву земли на острове Котлин, куда в 1721 году семья переехала на постоянное жительство. Здесь, рядом с крепостью Кронштадт, Татьяна познакомилась с будущим мужем.

Василий Васильевич Прончищев (1702 – 1736) родился в мелкопоместной дворянской семье Калужской губернии, в 12 километрах от Алексина. 13-летним подростком он был определен на учебу в Московскую навигацкую школу. По окончании ее учился в Морской академии в Петербурге, затем служил на Балтике. К 1732 году штурман Прончищев заслужил репутацию опытного судоводителя.

20 мая 1733 года в одной из тульских деревень состоялась их свадьба. Молодой чете предстояло вскоре отправиться в далекую экспедицию. Еще в январе 1733 году Василия Прончищева, «лучшего штурмана Кронштадта» (как его аттестовало начальство), включили в список участников Второй Камчатской экспедиции Беринга. В дальний путь с Прончищевым отправилась его молодая жена.

 В ледовом плену

Долог оказался путь огромного обоза с людьми, провиантом и снаряжением для будущих кораблей. Лишь в октябре 1734 года, после зимовки в Тобольске, участники экспедиции прибыли в Якутск. Лейтенант Василий Прончищев был назначен командиром шлюпа «Якутск». Всю зиму команда работала на строительстве судна. В мае 1735 года корабль спустили на воду. Инструкция, врученная Прончищеву, предписывала идти


«из Якуцка - Леною - рекою до устья, а от устья к западу подле берега морем до Енисейского устья»,


то есть впервые обогнуть и нанести на карту неведомый тогда Таймыр.

В опасное плавание на дубель-шлюпе «Якутск» отправилась и  молодая жена капитана. До конца лета 1735 года судно прошло с инструментальной съемкой 1800 километров вниз по Лене и вышел в Ледовитый океан. Плавание оказалось трудным. Корабль лавировал среди льдов и не раз оказывался под угрозой сжатия. Встречные ветры часто не позволяли идти под парусами, пришлось продвигаться вперед на веслах. Отсутствие карт, многочисленные мели, встречные течения еще более осложняли плавание.

Утром 19 августа, когда «Якутск» находился у входа в пролив Вилькицкого, путь преградили сплоченные льды. Ветер стих, и полное безветрие создало угрожающее положение: ударил мороз, разводья стали покрываться молодым льдом. Нависла опасность ледового плена. На корабельном совете было решено возвращаться назад.

Состояние командира корабля со дня на день ухудшалось: нервное напряжение и цинга делали свое дело. Иногда он не мог подняться с постели и поручал заботы о судне штурману Семену Челюскину. Жена не отходила от него, но помочь ничем не могла. Цинга подтачивала и ее силы.

29 августа 1736 года Василий Прончищев, не приходя в сознание, скончался. Из-за сильного ветра «Якутск» еще несколько дней не мог войти в устье реки Оленек. Лишь 4 сентября штурман Челюскин записал в вахтенном журнале:


«Свезли на берег бывшаго лейтенанта Прончищева жену. В исходе 2 часа пополуночи лейтенанта Прончищева положили во гроб и свезли на берег».


6 сентября Прончищева похоронили на высоком берегу мыса Тумуль.

А через шесть дней, 12 сентября 1736 года, Челюскин записал в журнале:


«В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель-шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре».


Ее похоронили рядом с мужем. На деревянном кресте вырезали славянской вязью имена первопроходцев Арктики супругов Прончищевых.

Итак, она звалась Татьяной

Могила Прончищевых сохранилась до наших дней, рядом находятся полярная станция и поселок Усть-Оленек. Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте: в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Но в карты закралась ошибка: надпись «М. Прончищевой» (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как «бухта М. Прончищевой». Так это название закрепилось на картах. Долгое время ее ошибочно называли Марией. Лишь в 1983 году стало известно ее настоящее имя.

Сибирский поэт Игнатий Рождественский в середине прошлого века написал поэму «Василий Прончищев»:

На взморье одинокая могила,

Чугунный крест и пасмурный гранит.

Их жизнь и смерть навек соединила,

Здесь Прончищев с подругою зарыт...

Невеста бурь, подруга капитана!

Отчизна помнит славные дела,

Как ты сквозь льды и штормы океана

Из русских женщин первая прошла...

Комментарии для сайта Cackle