• Курсы валют:
      USD 63.85
      EUR 70.60
06.07.2018

Любишь кататься — люби и правила соблюдать

Лето в разгаре. На улицах полно велосипедистов. Однако автомобилисты стали часто жаловаться на любителей погонять по проезжей части. Мешаются на дороге, понимаешь ли, виляют из стороны в сторону, создают аварийные ситуации. Некоторые велосипедисты едут по тротуарам. Но там опасности уже подвергаются пешеходы, рискуя случайно угодить под колеса. Так где же кататься бедным велосипедистам?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единственный безопасный вариант - велодорожки в парках и на набережной. Получается, что вся существующая в нашем городе инфраструктура предназначена лишь для тех, кто использует велосипед в спортивно-развлекательных целях. Но есть и те, кто предпочитает добираться на велосипеде на работу, передвигаться на нем по городу - ни пробок, ни духоты общественного транспорта, ни проблем с парковкой. 

Мы решили озадачиться, какие правила должны соблюдать велосипедисты, катаясь по городу. 

 

Велосипед и ПДД 

Первым делом проверьте перед выездом техническое состояние велосипеда - работу тормозов, переключателей скоростей, звуковых сигналов, передней фары и заднего габаритного маячка. Обязательно наденьте шлем и обтягивающие брюки или шорты, чтобы избежать попадания одежды в цепь. Не лишними будут и специальные очки, которые защитят глаза от пыли, песка и насекомых. 

Согласно ПДД, велосипед — это транспортное средство. Но если слезть с велосипеда и везти его рядом, велосипедист автоматически превращается в пешехода. Отличная уловка в нужный момент! 

1. Движение по проезжей части на велосипеде разрешено с 14 лет. На дороге велосипед — все равно что автомобиль. На велосипедистов распространяется большинство правил, касающихся обычных участников движения: ездить только на зелёный свет, не обгонять справа, не пересекать сплошную линию, не стоять в местах, размеченных жёлтым цветом, пропускать пешеходов на зебре. На дороге велосипедист занимает крайнее правое положение попутно с другими транспортными средствами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. При езде по дорогам все свои манёвры необходимо обозначать. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой велосипедист обязан предупреждать других участников движения. Во всем мире действует стандартная система велосипедных сигналов: вытянутая рука направо — это поворот направо, аналогично с левой рукой. А, прежде чем остановиться, нужно любую руку поднять вверх. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Во время перехода по пешеходному переходу велосипедисту необходимо спешиваться и везти велосипед рядом. Выезжать на пешеходный переход крайне опасно, поскольку в случае ДТП виноват будет... велосипедист. В ПДД прописано, что пропускать на переходе необходимо пешехода, а велосипедист таковым не является. 

4. Максимальная скорость движения велосипедиста ограниченна в равной степени, как и для других транспортных средств. В городе запрещено превышать установленный лимит в 60 км/ч, во дворах и жилых зонах разрешённая скорость не более 20 км/ч. В обязательном порядке велосипедисты обязаны соблюдать требования дорожных знаком с ограничением скорости. 

5. По обочине можно двигаться только в случае отсутствия велосипедной полосы или велодорожки, а также при отсутствии возможности езды по проезжей части. Во время езды по пешеходным дорожкам, тротуарам и обочинам велосипедист обязан не подвергать опасности пешеходов и не создавать помех для их передвижения. Несущийся по тротуару велосипедист, разгоняющий людей своим звонком — не прав. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. В тёмное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни. Видели ли вы велосипедиста с включёнными фонариками днём? 

 

Культура вождения 

Сотрудники ГИБДД регулярно проводят рейды, направленные на безопасность юных велосипедистов. Детям объясняют правила дорожного движения, напоминают о необходимости надевать шлем, предупреждают об опасностях, которые могут их поджидать. 

Со взрослыми велосипедистами такой работы, к сожалению, не проводится. Во-первых, считается, что взрослые сознательно нарушают ПДД, а во-вторых, их не так-то просто поймать. Но как показывает практика, большинство велосипедистов даже не подозревает о существовании каких-то правил.  

Однако автомобилисты, априори имеющие водительские удостоверения, что предполагает знание ПДД, также не всегда понимают сигналы, поданные велосипедистами.  

 

Запреты для велосипедистов 

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой; 
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; 
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства; 
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест; 
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; 
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов); 
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам. 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могут ли велосипедиста оштрафовать? 

Могут. За нарушение ПДД штраф составляет 800 руб., а если в момент аварии велосипедист находился в состоянии алкогольного опьянения – штраф от 1000 до 1500 руб. (ч.2 и 3 ст. 12.29 КоАП РФ). Отдельно установлены штрафы за нарушение ПДД, которое повлекло создание помех в движении – штраф 1000 руб., и которое привело к причинению по неосторожности лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – штраф от 1000 до 1500 руб. (ч.1 и 2 ст. 12.30 КоАП РФ).  

 

А теперь самое интересное 

Единственной внятной причиной, по которой велосипедист может выехать на проезжую часть - отсутствие специальной велополосы или велодорожки. Выезд на тротуар допускается только в том случае, если по проезжей части или обочине невозможно двигаться (например, обочина заставлена машинами или велосипедист элементарно боится ехать по оживлённой трассе — в ПДД это не конкретизируется). Кроме того, по тротуарам могут ездить велосипедисты, сопровождающие детей до 7 лет, либо перевозящие детей до 7 лет. Дети в возрасте от 7 до 14 лет должны передвигаться исключительно по велодорожкам и тротуарам.  

Таким образом, велосипедисты старше 14 лет должны двигаться в порядке убывания по велосипедным дорожкам, велосипедным полосам, проезжей части, обочине, тротуару.  

Вот почему очень важно создавать для велосипедистов отдельную инфраструктуру, чтобы они не пересекались ни с машинами, ни с пешеходами. Велосипедист – это отдельный участник дорожного движения. Быть пешеходом на велосипеде или пользоваться уже существующей инфраструктурой для автомобилей как минимум небезопасно. Напомним, речь идёт не о «покатушках» в парках, а об использовании велосипеда как альтернативы общественному транспорту или личному автомобилю. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А как у них?  

В Европе велосипедисты — это особые участники дорожного движения, имеющие свои велосипедные зоны, светофоры и знаки. Самая велосипедная страна — Дания, средний датчанин проезжает за год на велосипеде 893 километра. Следом идут Нидерланды (853 км). В Бельгии и Германии средний житель проезжает за год на велосипеде около 300 километров.  

Велосипедное движение в Европе — результат проводимой государствами политики, так как популяризация велосипеда способствует разгрузке центров городов от автомобилей, а также улучшает здоровье людей. Для популяризации велосипеда не только обустраивают велодорожки, но и принимают меры, облегчающие использование велосипеда в сочетании с общественным транспортом: велосипедные стоянки, как правило, крытые, а зачастую и охраняемые, в пассажирских поездах есть специальные вагоны для пассажиров с велосипедами и т. п. На трассе каждые десять-пятнадцать километров расположены маленькие велосипедные техстанции, на которых можно осуществить мелкий ремонт и подкачать колеса.  

Что касается правил дорожного движения, то они мало чем отличаются от российских. В некоторых странах запрещено ездить на велосипеде в наушниках, зато перед поездкой можно немного выпить. Уровень 0,5 промилле считается допустимым. 

Соблюдение правил велосипедистами жёстко контролируется. Например, если у вас не окажется в вечернее время суток фонаря впереди и габаритного огня сзади, или они не будут включены, штраф составит 40-70 евро. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом европейцы имеют возможность передвигаться исключительно по велодорожкам и велополосам, коих предостаточно не только в городах, но и за их пределами. Существуют даже специальные велосипедные маршруты через всю страну, или соединяющие несколько стран.

Автор: Анна Жукова