Календарь истории. 30 апреля: Малый театр в Туле показал спектакль на злобу дня

Сергей Гусев
30.04.2022, 05:30

30 апреля 1912 г. Тула имела редкое удовольствие – посмотреть спектакль артистов Императорского Малого театра. Давали репертуарную пьесу «На полпути» английского драматурга Артура Уинга Пинеро. Зрительный зал был переполнен.

Малый театр был первым, кто поставил эту пьесу, написанную в 1909 году, на русской сцене. Современники утверждали, что она напоминает не особенно выдающиеся английские романы. Обращали внимание на назидательность и на то, что настоящего художественного интереса она не представляет, как драма вовсе не захватывает, а герои достаточно салонны.

Трудно судить, с того времени «На полпути» в России практически не ставили и не издавали.

Однако в Туле спектакль очень даже понравился. В «Тульской молве» писали, что «мы видели не пьесу, а жизнь. Правда, жизнь чужого для нас народа, психология которого в некоторых своих проявлениях, быть может, и не совсем понятна для многих из нас. Зрители чувствовали все время правильность изображаемого. Правду – местами немного грубую, но не подкрашенную, настоящую, без резких жестов и выкриков, к которым прибегают обычно артисты, желающие подчеркнуть то или иное положение. И эта жизненность главным образом и подкупала зрителей. Ансамбль был полный».

Наибольший успех выпал на долю г-жи Лешковской, выступившей в заглавной роли Зои Блондель, С. Лепковского – Теодор Блондель и г. Бравича, который вышел в роли Питера Мотрама. Лешковская играла главную героиню и на московской сцене, а вот Лепковский заменил другого премьера – Южина. Между прочим, уроженца Тульской губернии.

Пьеса «На полпути» привлекала внимание публики тем, что затрагивала старый, но вечно новый вопрос: современный брак, не освященный детьми. Ее главные герои Теодор Блондель и его жена вроде бы жили в счастливом супружестве. Они достигли желаемого: богатства, роскоши. Но, идя по этому пути, они нарушили самый старейший из всех законов: закон природы. Искусственно они устранили со своей дороги то, что мешало их первоначальной цели – детей. Зрители видели, что из-за отсутствия детей в семье началась драма – беспричинные ссоры, озлобление.

Друг обоих супругов Питер Мотрам резонерствовал по этому поводу: «Между первой и второй половиной брачного пути есть канал. В нем много подводных камней и рифов. Происходят постоянные крушения. Место бурь. Этот канал необходимо переплыть всем супругам. Иные переплывают его раньше, иные позже. После такого путешествия в семье снова воцаряется мир и любовь. Для семейного очага это самое страшное: полпути, когда после крушения приходится подбирать осколки дорогой разбитой вазы и склеивать их».

Иным, по теории Питера Мортрама, это удается в совершенстве. Склеят так, что даже трещин не заметно. Однако Теодору Блонделю и его жене не удалось благополучно переплыть канал. Дорогая чашка упала и разбилась. Заклеить ее Теодору помешала мужская гордость: как он будет пить из чашки, из которой на полпути сделал глоток кто-то другой. И по воле автора чашка была брошена в море.

Конечно, есть во всем этом некоторая напыщенность. Но сама тема не только не потерялась с годами, а стала сейчас даже еще более актуальной.

Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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
Партнёрские новости
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