• Курсы валют:
      USD 53.77
      EUR 56.36
05.02.2022

Календарь истории. 5 февраля: в Туле вступила в строй новая домна-гигант

В ноябре 1960 года на Новотульском металлургическом заводе начался монтаж домны №1 на стенде. Одновременно стартовали работы по подготовке к укладке большого бетона в фундамент новой домны, для чего надо было вынуть около 25 тысяч кубометров земли.

Едва строители приступили к бетонированию, начались неожиданности. Гипромез изменил координаты осей доменной печи; несовершенным признали проект организации работ по бетонированию. Оказалось, бетоновозные мосты спроектированы так, что пересекали действующие заводские железнодорожные пути, а это не позволяло создать непрерывный поток машин с бетоном. Работники треста «Металлургстрой» срочно своими силами разработали другой проект, и мосты развернули на 90 градусов.

По проекту предусмотрено было применение при бетонировании только гранитного щебня, которого нет в Тульской области. Нужно было срочно определить, возможна ли замена гранитного щебня известковым. В итоге удалось сократить долю гранитного щебня на 70 процентов. После того, как были вынуты из котлована последние кубометры земли под фундамент, сразу же начались арматурные работы.

Теперь предстояло в короткий срок смонтировать 468 тонн сложнейшей арматуры. Опыта таких работ в Туле не было. Подобная арматура, правда, устанавливалась при строительстве криворожской домны, но ехать за опытом уже не было времени.

Планы определены, как и сроки сдачи объекта, и надо было торопиться. Без того строители работали и днем, и ночью.

В канун 1961 года началось бетонирование фундамента одной из самых мощных в мире домны. Сделать это надо было в короткие сроки и без задержек. Ведь была зима, и бетон, который везли с дальних точек области, по дороге успевал уже загустеть. Машины с бетоном с тульских заводов шли непрерывным потоком. 2 500 кубометров бетона были уложены за 32 часа вместо 48 по плану.

30 января 1962 года начали укладывать бетон в фундамент под воздухонагреватели новой домны. Воздухонагреватели имеют вид больших башен, расположенных рядом с домной, и подающие для выплавки чугуна воздух с температурой свыше 1000 °С. В фундамент воздухонагревателей было уложено более 250 тонн сложнейшей арматуры, 3 500 кубометров бетона. И вновь все делалось рекордными темпами. Строителям хватило 50 часов, вместо нормативных 72-х.

Теперь предстояла самая ответственная операция: передвижка новой домны, которая была собрана вблизи реконструируемой доменной печи на стенде. Для этого высотную отметку стенда поднимают на 20 – 30 мм выше фундамента печи с учетом осадки стенда. После сборки конструкций и монтажа оборудования новой печи действующую печь останавливают и демонтируют, а затем на ее фундамент надвигают новую доменную печь. При этом надо уложиться в несколько часов.  

Для Тулы это была уникальная операция, хотя в целом она не была новинкой. К этому моменту в Советском Союзе уже передвинули несколько доменных печей. На путь, длиной 26 метров 76 сантиметров, было затрачено восемь часов. В 13.00 реконструированная доменная печь №1 была передвинута со стенда на постоянный фундамент.

На строительстве домны применялись новейшие достижения науки и техники. Все пояса кожуха были сварены автоматической электрошлаковой сваркой при помощи автоматов новейшей конструкции института имени Патона. А на самой печи тридцатитонные пояса соединились между собой горизонтальными швами при помощи газоэлектрической сварки. Сварка в защитной среде углекислого газа на строительстве доменных печей в Советском Союзе была применена впервые. 29 декабря новая домна-исполин поставлена на сушку.

А 5 февраля 1962 года началась задувка домны, и через два дня новая домна-гигант выдала первую плавку. В течение почти одного года, в условиях действующего завода, впервые в мировой практике домностроения туляки осуществили строительство новой сверхмощной доменной печи и реконструкции действующей доменной печи №1 с увеличением ее объема более чем в четыре раза. Она была самым крупным и самым современным агрегатом в мире. Над разработкой проектного задания и рабочих чертежей комплекса трудились почти полгода двенадцать специализированных проектных институтов. Все решения принимались с учетом применения новейших материалов и машин, максимальной автоматизации производства и управления технологическими процессами.

Одних только металлоконструкций для домны нужно было около 11 тысяч тонн. Их изготовили восемь специализированных заводов. 10 тысяч тонн чугунного и стального литья было изготовлено на предприятиях Тульского совнархоза. Новейшее оборудование изготовили крупнейшие машиностроительные предприятия СССР: «Уралмашзавод», Иркутский и Южно-Уральский заводы тяжелого машиностроения, Харьковский и Московский электромеханические заводы, Днепропетровский и Дебальцевский заводы металлургического оборудования, Узловский машиностроительный, Одесский им. Старостина и десятки других.

В то время в СССР за короткое время была введена еще одна домна подобного объема – Новолипецкая. Но тульская была рассчитана на работу с более высоким давлением газа под колошником – 2,8 атмосферы, тогда как в других доменных печах это давление достигало лишь 1,8 атмосферы. Такое повышение давления давало возможность увеличить выплавку чугуна на пять-шесть процентов. Долговечность домне придавал огнеупорный кирпич повышенного качества, изготовленный по специальному заданию Семилукским заводом. Печь также была оснащена абсолютно новой системой газоочистки, современной автоматикой с большим количеством новейших контрольных приборов. По уровню механизации и автоматизации доменная печь не имела себе равных в мире.

Эта стройка получила тогда почти официальное, во всяком случае, постоянно упоминавшееся название Тульская Магнитка. Многие ее строители пришли на объект практически сразу после завершения первой очереди другой рекордной в масштабе области стройки – стадиона «Тульские Лужники». Термин же Магнитка объяснялся тем, что в тридцатые годы строительство Магнитогорского металлургического комбината также было завершено в рекордно короткие сроки. Первоначально его предполагалось завершить к 1 января 1934 года, однако уже 1 февраля 1932 года здесь был получен первый чугун. Никогда в истории такие грандиозные промышленные объекты не создавались в столь сжатые сроки и при минимальных технических возможностях.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle