Календарь истории. 3 февраля: новая читальня в Туле открылась лекцией на нравственную тему
Еще в ноябре 1901 года Тульским городским комитетом Попечительства о народной трезвости были учреждены религиозно-нравственные и исторические чтения для народа.
В комитете считали, что для удовлетворения духовных запросов местного населения надо открыть как можно больше библиотек-читален, потому что в этом отношении Тула бедна до непростительности. Кроме публичной и клубной библиотек была еще одна под названием Общественная, одна частная и одна городская бесплатная. Причем в Чулкове с населением 20 тысяч человек не было ни одной библиотеки. Поэтому комитет решил первую библиотеку открыть именно в Чулкове, а вторую в Заречье.
Бесплатная зареченская читальня была открыта 3 февраля 1902 г. в небольшом съемном доме на улице Штыковой, а за рекой – в достаточно просторном доме на Чулковской площади. Места оказалось так много, что оказалось возможным отделить два больших зала для чтений со световыми картинами и для религиозно-нравственных собеседований. Чтения религиозно-нравственного и исторического содержания с туманными картинами стали проходить здесь каждое воскресенье.
Начало чтений благословил Преосвященный Питирим, епископ Тульский и Белевский. Ровно в семь вечера, хотя мероприятие начиналось в половине седьмого, прибыл вице-губернатор Л. В. Яшвиль. Торжество началось пением архиерейского хора, стройно пропевшего тропарь Сретению и затем в течение вечера исполнившего несколько песнопений.
Председатель комитета Попечительства о народной трезвости обратился к присутствующим с речью, котирую начал с поздравления местных жителей с таким знаменательным и радостным для них событием, какое есть открытие библиотеки-читальни. После чего произнес пространную и наполненную эмоциями речь, отдельные тезисы которой актуальны и по сей день.
«Библиотека – это книжная лавочка. Если приятно бывает, когда вблизи нас открывается лавочка каких-либо продуктов, то во сколько раз должно быть радостнее открытие лавочки жизненных и жизнь дающих предметов. Вспомните слова Спасителя: «не о хлебе едином жив будет человек». А почему? Потому что у нас кроме тела есть еще душа, о которой Господь сказал: «не душа ли есть больше пищи». Однако и душа не может жить без своей духовной пищи. Она также чувствует голод и духовный голод в тысячу раз мучительнее и опаснее, ибо он губит то, что выше и дороже всего – душу. А потому всякий желающий, чтобы дух его был жив и крепок, должен питать его, как и тело, ежедневно. Недаром говорит русская пословица: век живи – век учись".
Также он пообещал, что в новой читальне найдут приют и пищу даже неграмотные, поскольку всем желающим по воскресным и праздничным дням будут предлагаться назидательные чтения и душеспасительные беседы о «едином на потребу».
Затем на кафедру взошел законоучитель епархиального училища Д. С. Глаголев, предложивший вниманию слушателей беседу о молитве и посте, которую начал с указания на особое значение в религиозной жизни христианина начинающегося периода церковных служб. С недели о мытаре и фарисее, которая в том году началась как раз 3 февраля, церковь начинает приготовлять чад своих к великому, светлому дню Воскресения Христова.
А завершил он ее следующим выводом. Фарисеи были в существе своем люди хорошие. В этом можно легко убедиться, стоит только припомнить, что к числу фарисеев принадлежат благообразный Иосиф и Никодим, другие подобные им высокие личности. Спаситель же обращал внимание на одну их нехорошую сторону – осуждение других и самоуслаждение своими, хотя бы и добрыми делами. Не упивайся своей праведностью и не осуждай других.
Лекция священника Глаголева была прослушана с огромным вниманием и в абсолютной тишине. Так, что слышно было не только присутствующим в зале, но и огромной толпе, стоявшей снаружи здания. Завершилось все глубоко назидательным по содержанию рассказом о первых мучениках за Христа.
Автор: Гусев Сергей