Календарь истории. 14 января: страшная трагедия в Туле
14 января 1912 г. в семье содержательницы кафе-ресторана Л. В. Ильиной на Петровской улице случилась страшная трагедия.
События в тот день развивались так. Дочери Ильиной сговорились идти в синематограф со своей подругой Ариадной Салиной. Та зашла за ними около семи часов вечера, но когда поднялась наверх и подошла к комнате сестер, дверь неожиданно оказалась заперта, а из самой комнаты слышались стоны и крики: «Ломайте двери, мы застрелились».
Подруга засмеялась, не приняв эти слова всерьез, и ответила шуткой:
— Будет ломать дурака, отворяйте!
Но с той стороны не думали отпираться и не спешили рассекречивать свою «шутку». В это время подбежал и взволнованный швейцар, услышавший в трубку домашнего телефона какой-то подозрительный стук. На попытки взломать дверь ответила младшая сестра, Александра:
— Подожди, сейчас отопру.
Вскоре дверь в комнату действительно отворилась, после чего на пол у порога упала без сознания Александра. Вошедшим предстала страшная картина. На полу у двери лежала в крови Александра, а на кровати стонала другая сестра — Валентина. Тут же валялся револьвер системы браунинг и пустые гильзы. У обеих девушек были сквозные раны чуть ниже груди, в области желудка. Причем пули пронзили не только их тела, но и постель, ковер, и впились в пол. Пока растерянная подруга пыталась оказать умиравшим какую-то помощь, швейцар вызвал карету «скорой помощи».
Прибывшие медики впрыснули девушкам камфору, перевязали раны, после чего отправили их в земскую больницу. В опустевшей комнате на столе осталась нервная, телеграфным стилем, записка: «Наша фотография у Вакуленко. Милая мамочка. Простите, мамочка, прощайте. Револьвер В.П. Витя, простите».
Даже перед смертью указать причину своего добровольного ухода из жизни девушки отказывались. Вакуленко – это известный в городе фотограф, перед тем, как покончить с собой, сестры сходили к нему, чтобы оставить свой последний фотографический снимок.
Через четыре с небольшим часа после роковых выстрелов, примерно в одиннадцать вечера, старшая сестра Валентина, которой всего-то исполнилось двадцать, необыкновенная умница и гордость родителей — совсем недавно она кончила курс гимназии с золотой медалью и училась на драматических курсах в Москве — скончалась. Со счастливой улыбкой на устах. Она не жалела, что умирает, и говорила, что ей «хорошо».
А вот восемнадцатилетняя Александра, Саша, еще долго подавала своим несчастным родителям робкую надежду. Возможно, произойди эта трагедия сейчас, какое-то чудо и могло ее спасти. Но тогда долго не могли остановить кровотечение, это удалось сделать лишь на следующий день, когда ослабленный организм уже не мог бороться. После суток тяжелых мучений вторая сестра тоже умерла.
Между тем становились известны подробности того страшного дня. По-видимому, мысль о самоубийстве зрела у девушек давно. Когда-то они просили револьвер у жены своего брата, но та им отказала. Увы, но после этой маленькой неудачи сестры не отказались от задуманного. В день, когда все случилось, они пригласили в гости своего хорошего знакомого — того самого упоминаемого в записке Витю П., у которого, по их сведениям, в кармане пальто всегда лежал револьвер. Пока Витя П. любезничал наверху с одной из сестер, другая незаметно спустилась вниз и вынула из кармана пальто, висевшего в передней, роковой браунинг. Через некоторое время молодой человек ушел. Судя по всему, оружие с собой он таскал для бравады — похвастаться перед приятелями и девушками, поиграть в подпольщика. Во всяком случае, скорой надобности в пистолете у него не только не случилось, но он даже не заметил пропажи, наверняка оттягивавшей до того карман.
Тем временем сестры начали готовиться к смерти. Они украсили свою комнату купленными белыми цветами, оделись в белые платья, распустили волосы. Валентина легла на постель и взяла в руки револьвер. Следом, стоя посреди комнаты, выстрелила в себя Александра. Да так неловко, что у нее еще хватило сил отпереть дверь подруге и промучиться до вечера следующего дня.
Позже в некоторых местных газетах стали появляться прозрачные намеки на то, что девушки покончили с собой из-за того, что какой-то негодяй соблазнил их или даже изнасиловал. Однако проведенное судебно-медицинское следствие утверждало, что все это «клевета и гнусная ложь». Несчастные девочки стали жертвами тогдашней моды на самоубийства.
Автор: Гусев Сергей