Календарь истории. 9 ноября: получила травму тульская гимнастка Мария Засыпкина
9 ноября 2001 года получила травму одна из самых перспективных спортсменок Тульской области в то время, серебряный призер чемпионата мира по спортивной гимнастике Мария Засыпкина.
В специализированную детскую спортивную школу по спортивной гимнастике, что на улице Дрейера, Машу Засыпкину привела старшая сестра Аня, которая в те времена сама еще великолепно выступала на различных соревнованиях, и даже регулярно несколько лет входила в итоговую десятку лучших спортсменов области. Маша очень хотела стать настоящей спортсменкой, и упорным трудом на тренировках это подтверждала.
Первым ее серьезным достижением стал юниорский чемпионат мира по спортивной гимнастике 2000 года в Далласе. Маша выиграла там четыре золотых медали, и именно после этого первенства тренеры пригласили ее в основную сборную России. В августе 2001 года на Кубке России, проходившем в столичном спорткомплексе «Олимпийский», по итогам квалификации многоборья она вообще была второй по сумме набранных баллов – между Еленой Замолодчиковой, которая шла на первом месте и Светланой Хоркиной – она была третьей.
За десять дней до начала чемпионата мира в бельгийском городе Гент старший тренер сборной и президент федерации спортивной гимнастики Леонид Аркаев провел пресс-конференцию, где назвал состав сборной команды, которая должна была отправляться в Бельгию. В нее вошли: Алексей Немов, Алексей Бондаренко, Евгений Подгорный, Егор Гребеньков, Юрий Тихоновский, Евгений Крылов, Светлана Хоркина, Елена Замолодчикова, Людмила Ежова, Екатерина Привалова, Наталья Зиганшина и Мария Засыпкина. В пятнадцатилетнем возрасте и в статусе олимпийской надежды страны тульской гимнастке предстояло дебютировать на чемпионате мира! Сборная России, в которой дебютировала Мария Засыпкина, стала вице-чемпионом, выиграв серебряные медали. Это был невиданный успех для тульской гимнастики.
Вскоре Мария Засыпкина получила приглашение на соревнования во Францию. Перед поездкой они вместе с тренером решили разучить новый элемент в программе – переворот-сальто вперед прогнувшись. 9 ноября 2001 года на подмосковной базе сборной России по спортивной гимнастике «Озеро Круглое» Маша решила попробовать потренировать новый опорный прыжок. К несчастью, никого на подстраховке в этот день не было. Просто в этот день база была пуста. По случаю отпуска разъехались практически все, включая главного тренера сборной.
Выполняя прыжок, Маша не рассчитала скорость вращения и приземлилась на голову. Нужна была срочная помощь, но, по стечению обстоятельств, именно в этот момент на базе не оказалось ни одной машины, а ждать «скорую помощь» из соседнего города Дмитрова пришлось больше часа.
Машу доставили в ЦИТО, где ей срочно была сделана операция. Диагноз, который поставили медики: осколочный перелом четвертого шейного позвонка со смещением. Операция продлилась три с половиной часа, Засыпкиной вправили смещенный позвонок и сделали вытяжение. Потом последовала повторная, также многочасовая операция, в ходе которой шейный позвонок заменили на пластинку из специального титанового сплава. Опытный хирург-ортопед Степан Тимофеевич Ветрилэ, делавший операцию, сказал потом: «Хорошо, что операция была сделана в первые шесть часов после травмы, иначе она бы уже никогда не поднялась из инвалидного кресла».
Обе операции прошли успешно. К Марии вернулась способность двигаться, она могла разговаривать, и вообще чувствовала себя достаточно хорошо, насколько хорошо может себя чувствовать человек, оказавшийся в ее ситуации. И, конечно, ее старались поддержать как могли и знакомые, и совсем незнакомые люди. В отделении круглосуточно дежурили родители, старшая сестра, каждый день ее навещали девчонки из сборной России и тренер Марина Типкова.
Маша встала на ноги накануне своего шестнадцатилетия. «Была неуверенность, как будто ноги не мои. Головокружение. Со специальным аппаратом я прошлась по палате. И поняла, что буду нормально ходить», – делилась она своими ощущениями в интервью корреспонденту «Комсомольской правды».
– Ты верила, что встанешь?
– С первого дня. Мне помогали моя воля, тренер и врачи. Потом приехали мама и папа.
– Врачи и тренеры сказали, что ты терпела боль, как разведчик под пытками...
– Операцию делали под наркозом. А после – какая это боль? Я привыкла. Ничего особенного...
Несмотря ни на что, Маша поначалу еще верила, что сумеет вернуться в большой спорт. И доктора, хоть и очень осторожно, не отвергали категорически такую возможность. К сожалению, в своих прогнозах врачи оказались правы. Маша могла ходить, она даже могла вернуться в гимнастику, только путь в большой спорт для нее уже был закрыт.
Автор: Гусев Сергей