Календарь истории. 2 ноября: совершен пробный рейс трамвая в Чулково
2 ноября 1931 г., в три часа дня, были пущены два первых пробных вагона чулковской трамвайной линии.
В вагонах ехали секретарь горкома партии Седельников, заведующий коммунхозом Демин, заместитель заведующего коммунхоза Осташев, строитель трамвайной линии инженер Посельский и другие.
«Вспыхнула голубая искра на проводах. Вагоны пересекли стрелку улицы Коммунаров и осторожно двинулись по новой линии. Цирк, новый трамвайный мост, – и вагоны на дамбе. – описывал «Коммунар». – По трамвайной линии с обеих сторон сотни взрослых и детей. Путь от улицы Коммунаров до ул. Плеханова исправен. Обратно вагоны двинулись по другой линии, которая также оказалась исправна».
Пуск трамвая в Чулково стал огромным событием в жизни Тулы. Ведь перед этим пришлось решить немало строительных проблем. В первую очередь возвести мост через Упу из центральной части города в нынешний Пролетарский район. На тогдашней улице Михеева, а теперь Советской снесли Троицкую церковь, стоящей на пути трамвайного прогресса.
Весь период строительства катастрофически не хватало рельсов, и «Коммунар» регулярно сообщал о том, сколько и когда ожидается поставок рельсов в город. Регулярно проводились субботники с участием трудящихся города. При этом на момент пробного пуска из 8 000 метров была произведена пришивка рельсов лишь на 7 600, и оставалось пришить 400 метров. На балластировке в день пробного пуска работало 85 подвод, хотя требовалось 200. Воздушная линия от улицы Коммунаров до улицы Плеханова уже была подвешена.
Но справились.
Официальный же пуск трамвайной линии в Чулково состоялся 7 ноября. В двенадцать дня колонна из десяти свежеокрашенных вагонов выстроилась на улице Советской. К вагонам с развернутыми знаменами подошли рабочие патронного завода.
«Из года в год рабочие патронного завода и жители Чулкова вносили в наказ горсовету требование – построить трамвай в Чулково. Чулковский трамвай – это громадная победа тульского пролетариата и всей общественности, – сказал на торжественном митинге секретарь парткома патронного завода Пирогов. – Связывая Чулково с центром города, трамвай улучшает бытовые условия рабочих».
Остальные выступающие отметили горячее участие рабочих патронного завода и всей тульской общественности в строительстве.
После окончания митинга заместитель председателя горсовета Иванов разрезал красную ленточку и дал старт вагонам в Чулково. После сигнального звонка головной вагон тронулся с места, а за ним, соблюдая дистанцию, остальные вагоны с пассажирами – рабочими патронного завода, с оркестром и музыкой.
На улице Марата несколько вагонов перешли на левый путь и под звуки оркестра вошли на территорию поселка им. Томского. Здесь рабочие патронного завода и жители поселка встретили первые вагоны трамвая бурной овацией. Строителей линии, инженера Посельского рабочие завода и жители качали и восторженно подбрасывали вверх.
С 9 ноября по Чулковской линии от улицы Коммунаров до поселка имени Томского, где конечная станция располагалась около бывшего старообрядческого кладбища, стали курсировать восемь вагонов.
На фото: строители чулковской линии
Автор: Гусев Сергей