• Курсы валют:
      USD 85.57
      EUR 93.26
07.10.2021

Календарь истории. 7 октября: в Туле Военный суд приговорил к смерти экспроприатора Чижова

7 октября 1911 г. временной сессией московского военно-окружного суда, прибывшей в Тулу только на один день, было рассмотрено дело экспроприатора Чижова – об убийстве им 21 июля того же года помощника пристава 3 части Голикова, покушения на городового Воробьева и покушения на убийство А. Семеновой.

Убийство это стало последним в череде преступлений Чижова – грабежей, экспроприаций, убийства лесопромышленника Гусарова. Оно сильно взволновало Тулу, и в связи с последовавшим вскоре арестом было в городе в течение целой недели предметом самых разнообразных разговоров, слухов и предположений.

Убийство помощника пристава Голикова произошло в одном из домов в Заречье, куда полицейский пришел для составления описи имущества. Неожиданно в доме оказался разыскиваемый полицией Чижов, и на просьбу показать документы ответил выстрелами из револьвера.

Подружка преступника А. Семенова пришла в ужас от увиденного и стала кричать, что здесь убили человека. Чижов, как потом решил суд, выстрелил в нее с намерением лишить жизни. Семенова получила две тяжелые раны – одну сквозную, а вторая пуля осталась в теле. Тем не менее, она выбежала на улицу и стала звать на помощь. Эти крики услышал городовой Воробьев, который погнался за преступником и тоже получил ранение.

Чижов скрылся тотчас после убийства и был арестован лишь через несколько дней.

По окончании быстро произведенного следствия был, согласно особому ходатайству местных судебных властей, предан военно-окружному суду. Обвинителем в деле Чижова выступил прокурор военного суда генерал-майор Домбровский, защищал же обвиняемого капитан Белявский, с которым подсудимый познакомился лишь накануне суда.

Само разбирательство дела происходило при закрытых дверях.

Несмотря на то, что заседание было назначено на 11 часов, у подъезда здания окружного суда, в котором заседал военный суд, уже с раннего утра толпился народ. Преобладали в толпе жители Чулкова. Такое повышенное внимание объяснялось бродившими по городу слухами, будто поймали не Чижова, а лишь человека, похожего на него. Однако при ближайшем рассмотрении все, кто был знаком с преступником, констатировали, что это он и есть.

Усиленный наряд полиции не пропускал публику в здание суда. Однако толпа оставалась у подъезда, с жадным любопытством ожидая прибытия из тюрьмы подсудимого и, как полагали многие, его родной сестры, также заключенной в тюрьме. С некоторым опозданием явилась в суд А. Семенова, бывшая, по заявлению Чижова, его подругой и раненая им при убийстве. Семенова недавно выписалась из больницы и выглядела бледной. В темном коричневом платье, высокая и стройная, с миловидным лицом и большой прической, она обращала на себя особенное внимание.

Подсудимого привезли в суд около десяти утра. В арестантской куртке, с гремящими кандалами на ногах, в сопровождении усиленного наряда конвойных он быстрым шагом прошел в подъезд суда, с любопытством и иронической ухмылкой оглядев собравшуюся у суда толпу. Выглядел он хорошо. По мнению отца и матери, даже пополнел в тюрьме. С коротко остриженной головой, нежным румянцем на щеках, довольно широкоплечий, он очень мало походил на преступника, за которым числятся убийства.

По прибытии в суд Чижов уединился со своим защитником и о чем-то с ним долго беседовал. Около одиннадцати снова загремел кандалами, и четверо конвойных провели его на скамью подсудимых.

В одиннадцать часов председательствующий генерал Загоскин открыл заседание суда и распорядился закрыть двери. При рассмотрении дела присутствовали чины судебного ведомства и родители подсудимого.

К двум часам разбирательство закончилось, а к трем часам суд вынес окончательный приговор: смертная казнь через повешенье. Чижов выслушал его спокойно и заявил, что не намерен подавать кассационной жалобы, для которой ему законом предоставлен срок в 24 часа. Однако после продолжительной беседы в тюрьме со своим адвокатом он составил таки кассационную жалобу. Телеграмму с просьбой о помиловании отправили и родители преступника.

После того, как экспроприатор был вновь переправлен в тюрьму ожидать исполнения приговора, родители навещали его каждый день.

По городу долго ходили слухи, будто казнь заменили бессрочной каторгой. Но в конце концов стало известно, что командующий войсками московского округа утвердил приговор над Чижовым. Поданной Чижовым кассационной жалобе он не признал возможным дать ход.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle