Календарь истории. 9 сентября: под Тулой открыли станцию Козлова засека
9 сентября 2001 г., в день рождения Льва Николаевича Толстого, состоялось торжественное открытие обновленной станции «Ясная Поляна», переименованной в «Козлову засеку».
Около полудня электропоезд повышенной комфортности, везущий восемь вагонов с высокими и не очень гостями, прибыл на место события. Выехав утром из Москвы в сильный дождь, гости прибыли в тихий солнечный осенний день. По словам праправнука Толстого – Владимира Ильича, в день рождения его деда в Ясной поляне всегда стоит отличная погода.
На открытие ждали вице-премьера Матвиенко и министров путей сообщения Аксененко и культуры Швыдкого. Они-то как раз и не приехали – ограничились замами, зато были начальники всех российских железных дорог и известные личности из мира писателей: Распутин, Алексеев, Курбатов, Бондаренко и другие. Гостей встречали фольклорные ансамбли, девушки в кокошниках, мужики в косоворотках с гармошками. Бабуленька с прялкой что-то пряла. Ходили туда-сюда дамы с оголенными плечами в костюмах начала века.
В церемонии разрезания ленточки приняли участие несколько человек – от начальника Московской железной дороги и губернатора области до потомка великого писателя. При этом оркестр выводил нечто бравурное, а старенький паровоз, привезенный, говорят, аж из подмосковного Рославля, старательно гудел и пускал пар. Было торжественно и красиво.
Все – и губернатор области Василий Стародубцев, и хозяин усадьбы «Ясная поляна» Владимир Толстой, и даже председатель Союза писателей России Валерий Ганичев произнесли речи во славу железнодорожников. Не обошлось и без вручения премий. Толстовскую премию получил 83-летний писатель Михаил Алексеев – автор вечнолюбимого «Дело было в Пенькове». А вот премию «Золотое перо» дали начальнику МЖД Геннадию Фадееву.
Станция и в самом деле получилась красивая. Из здания вокзала были выселены все службы и жители (для семей, говорят, предоставлено жилье в Туле и Узловой), после капитального ремонта в нем разместился центр фирменного транспортного обслуживания, проложены водопровод, газопровод и канализация, смонтировано восемь туалетов, благоустроена прилегающая территория. Отреставрированный вокзальный комплекс включал в себя вокзал, буфетную, багажный сарай, перрон, стоянку автотранспорта, погреб, колодец, а также газоны и мощеные дорожки.
Все стилизовано под начало века: на вокзале имеется даже телеграф с действующим аппаратом «Морзе». С этого аппарата г-н Фадеев давал телеграмму министру путей сообщения о том, что «станция оценена на «отлично» и успешно открыта». Правда, за стеночкой ту же телеграмму набирала женщину у компьютера и передавала с помощью более современных средств связи. Но жест был хорош.
В стенах вокзала разместилась и экспозиция из фондов музея-усадьбы «Ясная Поляна». Были представлены вещи, которыми пользовались путешественники начала века, а также некоторые издания книг Толстого (например, «Почему опасно ездить по русским железным дорогам»).
В стенах этого железнодорожного филиала толстовской усадьбы был подписан исторический договор о безвозмездной передаче МЖД музею «Ясная Поляна» всех отреставрированных площадей. Это поистине дорогой подарок: если первоначальная смета восстановления станции ограничивалась 26 миллионами рублей, то к окончанию работ цена возросла до 112 миллионов рублей. В память о столь замечательном событии высокие гости посадили возле здания вокзала березку.
На следующий же день экспресс «Ясная Поляна» начал регулярные рейсы из столицы в Козлову засеку.
Автор: Гусев Сергей