• Курсы валют:
      USD 94.32
      EUR 100.28
04.09.2021

Календарь истории. 4 сентября: Тула впервые увидела автородео

Подобные трюки туляки раньше видели только в кино, и с полным основанием могли отнести их к комбинированным съемкам. В жизни так не бывает. Да еще за рулем такого чуда техники, как «Жигули». Однако 4 сентября 1981 года даже самые придирчивые убедились: небывалое – бывает! В этот день на Центральном стадионе им. 50-летия Ленинского комсомола начались первые гастроли тольяттинского Автородео. Они продолжались до 7 сентября.

Впрочем, это было дебютное выступление не только для тульских зрителей. Еще никогда прежде автокаскадеры не выступали на резиновой беговой дорожке, которая была уложена на Центральном ядре стадиона. То, что хорошо бегуну, совсем неудобно для автомобиля. Особенно нелегко пришлось в тот день, когда только буквально за несколько минут до начала представления перестал пить дождь, Но мокрая, скользкая дорожка не остановила мастеров, они показали блестящую технику вождения машин и невероятнейшие по сложности трюки.

Программу открывал парад-представление участников. Вслед за спортивным мотоциклом ижевского завода на дорожку стадиона выехали десять разноцветных «Жигулей» – желтых, красных, синих, зеленых, белых. На машине под номером первым ехал руководитель группы Вячеслав Луковников.

А потом начались форменные чудеса на колесах. Заехав на небольшой трамплин, машина едва не перевертывается на бок и продолжает движение на двух колесах. Проделываются трюки, многие из которых не выполняет никто в мире, кроме этих вот совсем молодых парней. Например, зеленая машина под номером 28 была сделана в «английском» варианте, у нее правое управление. Но она шла на левых колесах. Редчайший трюк!

Еще один эффектный трюк – лопаются правые скаты автомобиля, и машина, сохраняя скорость, становится на два левых колеса. Тотчас же из окон на борт вылезают два каскадера, быстро достают из багажника запасные колеса и прямо на ходу ставят их на место спущенных. Все это занимает у них чуть больше минуты. В клубе Автородео этот трюк не считался самым сложным, хотя, по данным членов клуба, ни один каскадер в мире еще такого не делал.

— За три года существования клуба у нас уже накопился солидный багаж трюков — всего около 120, из которых мы создаем номера для наших выступлений, — рассказывал в тот год Александр Долбиш, один из создателей клуба Автородео, начальник бюро транспортного управления завода, а также изобретатель многих трюков. — При этом наши трюки мы строим на чисто инженерном расчете, неоправданный риск сводится до минимума, случайности компенсирует мастерство водителя.

Не успевают зрители оправиться от удивления, как на них обрушивается еще целый каскад трюков, один сложнее другого. Мчащаяся на двух колесах машина, водителю которой вблизи ничего не видно, останавливается как вкопанная в нескольких сантиметрах от стоящего на дорожке человека.

Участники шоу то и дело меняются ролями, Скажем, только что водители были за рулем, а вот уже они каскадеры и стоят на дорожке.

Были в этом коллективе и девушки. Легко, грациозно выполняли они акробатические фигуры на движущейся таким необычным способом машине воспитанницы цирковой студии Дворца культуры автозавода.

Зрителям показывается «домик-ловушка», когда два автомобиля – один на правых, другой на левых колесах, съезжаются вплотную. Водители друг друга видеть не могут, полагаются только на слух. Потом выполняется «разъезд крышами», «разъезд днищами», «поднятие шлема», когда водитель из идущей на двух колесах машины, управляя лишь одной рукой, подхватывает с дорожки оранжевый шлем гонщика. Большой ловкости, мастерства требует сложнейший трюк «замена водителя».

— Наша труппа с успехом выступает уже более полутора лет, – рассказывал А. Долбиш. — Цель ее выступлений — реклама автомобиля «Жигули». Трюки, которые мы проделываем, убеждают, что наши малолитражки удобны, практичны, всепогодны, а системы управления и тормоза надежны даже на сложных дорогах на скорости до 145 километров в час. Иными словами, этим автомобилем может управлять любой водитель.

И вот, наконец, последний, коронный трюк. Между двумя трамплинами устанавливаются шесть машин, и над ними проносятся сперва гонщик П. Коробейников на мотоцикле, затем водитель В. Зайнутдинов — на «Жигулях». Но этого мало. Добавляют еще две машины — и снова в полете мотоциклист. Потом место нескольких автомобилей занимают смельчаки каскадеры — и над их головами совершает свой прыжок мотоциклист. А стадион долго аплодировал мужеству и мастерству участников шоу.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle