Календарь истории. 13 августа: в Тулу поступили трамваи серии КТМ
В августе 1961 г. в Тулу начали поступить новые усть-катавские трамваи, которые через десять лет станут причиной одной из самых страшный трагедий в истории города.
Но в то время они производили весьма благоприятное впечатление: новый дизайн, мягкие сиденья, раздвижные форточки. Да и сам ход у вагона был чуть мягче, потому что использовались подрезиненные колеса.
КТМ-2 — советский моторный двухосный трамвай с цельнометаллическим кузовом, серийное производство которого велось с 1960 по 1969 годы, после чего его начали менять на вагоны модели КТМ-5. С виду вагон был похож на прямоугольную коробку, за что и получил прозвище шкаф. Пассажирские двери были достаточно хлипкими, они легко раздвигались даже на ходу.
Водители не любили КТМ-2 за очень неудобное расположение органов управления в кабине, по сравнению с предыдущей моделью серии. Ручка контроллера была очень тугая из-за большого количества контактов, а ручка тормозного крана упиралась в живот или в грудь водителя. Не нравились эти вагоны и ремонтникам — за усложненную по сравнению со старыми вагонами конструкцию.
В Туле, как описывает историк трамвая Владимир Щербаков, вагоны окрашивались в голубой и малиновый (в сочетании с желтым) цвета. В период с 1961 по 1965 годы таких трамваев в город поступила 31 сцепка. Работали они всегда в составе поезда: моторный вагон + прицепной вагон, тог да как КТМ-1 нередко выпускались без прицепа. Обслуживали КТМ-2 и КТП-2 практически все маршруты, кроме 4-го, косогорского.
Однако, проработав всего чуть больше десяти лет, все они в период с 1971 по 1974 год были списаны. Отчасти это было связано с тем, что в те годы тульский трампарк активно пополнялся чехословацкими вагонами. Но в большей степени – из-за случившейся в 1972 году из-за конструктивных особенностей вагона аварии, в результате которой погибли люди. После этой аварии Министерством коммунального хозяйства РСФСР было рекомендовано в городах России за 1970-е годы списать трамваи КТМ-2 и КТП- 2 досрочно.
Автор: Гусев Сергей