• Курсы валют:
      USD 94.09
      EUR 100.53
30.06.2021

Календарь истории. 30 июня: туляки скорбят в связи с гибелью советских космонавтов

30 июня 1971 года первый в истории космонавтики экипаж орбитальной космической станции «Салют» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб при возвращении на Землю. Это трагическое происшествие стало самым крупным в истории отечественной космонавтики – погиб весь экипаж.

Первоначально лететь должны были командир экипажа Алексей Леонов — первый человек, совершивший уже выход в открытый космос, а также бортинженер Валерий Кубасов и инженер Петр Колодин. Однако за два дня до старта с Байконура во время стандартного предполетного медосмотра врачи обнаружили у Кубасова на рентгеновском снимке небольшое затемнение, определив это как острый туберкулезный процесс. В том, чтобы лететь в космос, ему было отказано. Хотя при повторном обследовании оказалось, что это был ошибочный диагноз, и позднее Кубасов в космос летал.

Экипаж Леонова отстранили, заменив его дублирующим, в составе командира Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-исследователя Виктора Пацаева. Из всех троих в космосе был только Волков, уже летавший на одном из «Союзов».

Корабль «Союз-11» стартовал с Байконура 6 июня 1971 года. Космонавты успешно и без проблем состыковались с орбитальной станцией. Всего они провели на орбите 23 суток, выполнив достаточно насыщенную программу исследований и экспериментов.

Вечером 29 июня экипаж произвел успешную расстыковку с «Салютом» и отправился домой. В 01.35 30 июня двигатель корабля был включен на торможение и отработал заданное время. Без тринадцати минут два ночи произошло разделение отсеков корабля, и прервалась связь с экипажем. Полет завершился в заданном районе. Но поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия, не увенчавшиеся успехом. Повреждения тканей из-за декомпрессионной болезни оказались несовместимы с жизнью.

Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов. Когда Георгий Добровольский (по другим данным, Виктор Пацаев) обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить ее.

Трагедии могло не случиться, будь у экипажа скафандры. Но советские космонавты возвращались в спускаемом аппарате без них. Скафандры были очень громоздкими, как и необходимая для них аппаратура жизнеобеспечения, а корабли и без того были слишком тесными. Поэтому пришлось выбирать: либо дополнительный член экипажа, либо скафандры.

Все погибшие были похоронены в Кремлевской стене. Траурная церемония впрямую транслировалась телевидением. Туляки, как и весь мир, с болью восприняли сообщение о случившемся.

Буквально через несколько дней в тульских газетах было опубликовано коллективное письмо советских космонавтов под заголовком «Во имя будущего». В нем, в частности, говорилось:

«Наши друзья, поднявшиеся в космос на борту корабля «Союз-11», отлично подготовились к полету. Мы были свидетелями того, с каким упорством и трудолюбием они отрабатывали в наземных тренировках и на теоретических занятиях выполнение каждого пункта обширной программы. Все их знания, опыт и воля были направлены на то, чтобы каждый час полета приносил максимальную пользу земной практике, закладывал надежную основу для будущих широких шагов советской космонавтики.

…Большинство из нас в дни войны были еще детьми. Из воспоминаний ветеранов мы знаем о том, что если в бою падал знаменосец, алый стяг всегда подхватывал кто-то другой. Святы традиции отцов. В мирное время нам доверили штурм космоса. Мы знаем, что путь наш сложен и тернист, но никогда не сомневались в правильности своего выбора и всегда готовы к любому самому сложному полету. Мы выражаем твердую уверенность в том, что происшедшее событие не может приостановить дальнейшее развитие и совершенствование космической техники и стремление человека в космос, стремление к познанию тайн Вселенной.

Впереди новые старты и бескрайний звездный мир.

Мы готовы к полету!».

Под письмом стояли подписи В. Шаталов, А. Елисеев, А. Николаев, Г. Береговой, В. Терешкова, А. Леонов и всех других советских космонавтов, в том числе туляка Евгения Хрунова.

Тем не менее, трагедия «Союза-11» привела к тому, что полеты по данной программе были заморожены более чем на два года. Следующий пилотируемый корабль «Союз-12» был запущен только 27 сентября 1973 года.

За это время были пересмотрены многие концепции управления кораблем. Операции выведения на орбиту и спуска на Землю стали проводить только в скафандрах «Сокол», экипаж состоял из двух человек, чтобы оставалось место для установки автономного обеспечения жизнедеятельности легких скафандров.

После внесения доработок программа «Союз» зарекомендовала себя в качестве одной из самых надежных в мире.

Автор: Гусев Сергей