Календарь истории. 9 июня: на тульском патронном заводе прошли обыски и изъятие документов
С 1910 года в России широко обсуждались злоупотребления на железной дороге в Сибири. Собственно, это ведомство уже давно считалось одним из самых коррупционных. С учетом того, что железные дороги в Российской империи были частью казенными, а частью акционерными; то есть их строили частные лица, получавшие правительственный заказ. А значит возможностей злоупотреблять бюджетом хватало.
В начале ХХ века в России был осуществлен грандиозный проект – строительство Транссибирской железной дороги. Но уже в 1910 году туда отправили сенаторскую ревизию. Длилась она до февраля 1912 года, и ее итоги были доложены Николаю II. Проверка выявила многочисленные, вошедшие в систему нарушения. Среди которых подлог документов, хищения, присвоение денег, халатность, растрата казенных средств едва ли не самые обыденные.
Подворовывали, причем, далеко не вагонами, но практически все. Так билетный кассир станции Нижнеудинск Захаров растратил 377 рублей 40 копеек. Поняв размер убытка для казны в целом, стали трясти всех возможных причастных. Так волна сенаторских ревизий докатилась и до Тулы.
9 июня 1911 г. по телеграфному распоряжению ревизующего Сибирскую железную дорогу, были произведены грандиозный обыск и выемка документов в помещениях акционерного общества меднопрокатного, латунного и патронного заводов. Нечто подобное в веселых девяностых годах прошлого века называли маски-шоу.
Рано утром в завод прибыл товарищ прокурора А. А. Салов, судебный следователь 2-го участка, полицмейстер Б. В. фон-Вернер, приставы 2 и 4 части, шесть помощников приставов и отряд городовых полицейского резерва. Появление лиц прокурорской и следственной власти вместе с полицией произвело на заводе сенсацию и некоторое замешательство, так как никто ничего подобного не ожидал. Не было даже никаких слухов о возможности обыска.
Явившимися властями предъявлено было требование предъявить книги и документы, начиная с 1906 г, касающиеся поставок на нужды военных железных дорог Сибири. Главным образом интересовались расценками изделий, которые поставлялись казне.
Власти пробыли на заводе целый день, и тщательно обыскивали помещение архива. Часть документов опечатали, а часть отобрали. Обыск также был произведен у директора завода и служащих. По окончании обыска, продолжавшегося с половины десятого утра до семи вечера, все изъятые документы и книги были сложены в семь ящиков и выгружены на две подводы, которые под усиленным конвоем отвезли отобранное в окружной суд на временное хранение.
Здесь изъятые вещдоки были сложены для хранения в комнате, которая служила для совещания присяжных во время сессий. Комнату тут же заперли и опечатали.
Для разборки образовали комиссию из всего наличного состава тульского окружного суда, руководить которой назначили товарища прокурора А. А. Салова, руководившим обыском в помещениях завода, при участии судебного следователя Евневича. Наиболее неприятной эта новость оказалась для тех кандидатов на судебные должности, кого отобрали для разборки документов, поскольку они оказались без долгожданного отпуска. Работы было много – документы вынимались без разбора, и на изучение их ушло немало времени.
Впрочем, сразу после обыска в Туле сильно сомневались в эффективности проведенного мероприятия. Поставки патронного завода на железные дороги в Сибири были весьма незначительными.
Автор: Гусев Сергей