Календарь истории. 23 января: туляки выстроились в очереди, чтобы поменять деньги
22 января 1991 года Президентом СССР, страны рабочих и крестьян, Горбачевым был подписан указ, по которому старые купюры образца 1961 года номиналом 50 и 100 рублей изымались из обращения.
Потерявшие свою силу деньги можно было обменять, но с существенными ограничениями. На это отводилось всего лишь три дня – с 23 по 25 января. При этом беспрепятственно обменять можно было лишь тысячу рублей на одного человека. Право обладать остальными деньгами в крупных купюрах надо было доказать в специальных комиссиях.
Ограничения коснулись также возможности съема денег со сберегательных книжек, где многие хранили свои сбережения. Теперь разрешалось одномоментно забирать не более 500 рублей в месяц.
Указ Президента был зачитан в программе «Время», которая выходила в 21 час московского времени. Прежним крупным купюрам оставалось жить меньше трех часов. Люди бросились спасать свои деньги, но сделать это было не так-то просто. Даже что-то купить на них было практически невозможно – большинство магазинов работало до 19 часов, от силы до 21. В кассах Московского вокзала резко закончилась сдача.
Автором реформы считается министр финансов СССР Валентин Павлов, который за шесть дней до подписания указа был назначен премьер-министром СССР. Необходимость в реформе он объяснил большим количеством фальшивых рублей номиналом по 100 и 50, которые специально завозятся в Советский Союз, чтобы создавать угрозу обрушения финансовой системы СССР. Ну и незаконными трудовыми доходами, само собой.
При этом сам Павлов публично заверял до этого, что никакой денежной реформы не будет.
В Туле очереди в сберкассы начали собираться еще с ночи. Очереди вскоре переросли в толпы. Хотя никто еще толком даже не понял, где надо ждать открытия заветного окошка. В девять утра на отделениях почты появились объявления: «Денег не меняем». Все ринулись в сберкассы, но они не работали практически весь день – не было денег.
Люди начали писаться в очередях. В среднем около сберкассы в очередях стояло около тысячи человек. Где-то, сообщалось, номерочком пометили 1900-го!
Когда говорят о шоковой терапии Гайдара в 1992-м, почему-то забывают, что шоковую терапию для своего народа, по сути, начали еще при старой власти. Это было неслыханное унижение людей, которые честно работали всю свою жизнь. В сберкассах ведь стояли в основном инвалиды и пенсионеры. У всех остальных деньги принимались по месту работы. Тоже с приключениями – решения по сверхлимитным накоплениям принимали специальные комиссии.
Ждать у сберкасс приходилось долго, поэтому многие отдыхали, сидя на земле в январе или прислонившись к стенке. Многие простаивали в таких бесчеловечных условиях, чтобы обменять одну или две купюры. Но если на улице еще можно было чувствовать себя относительно свободно, то, проникнув в заветные двери, человек попадал в настоящую давку, в которой надо было дотерпеть, чтобы попасть к заветному окошку. Не дай бог, если в этот момент станет плохо. Тогда все мытарства пришлось бы начинать заново.
При этом большинство сберкасс в Туле в этот день начали работу только после 16 часов.
Конфискационная реформа позволила изъять из обращения в стране 14 миллиардов наличных рублей. А также отвлекла общественно-политические страсти. Люди в Прибалтике сосредоточились на спасении своих денег, а не требованиях выхода из СССР. Телезрители на время забыли о том, что на первом канале запрещена популярнейшая программа «Взгляд».
Но главным итогом все же был полнейший подрыв доверия к государственной власти. Что, впрочем, не помешало на мартовском референдуме проголосовать за сохранение СССР.
Автор: Гусев Сергей