• Курсы валют:
      USD 80.33
      EUR 91.71
18.01.2021

Календарь истории. 18 января: Петр I передал в бессрочное владение Никите Демидову тульские заводы

18 января 1701 г. указом Петра I заводчику Никите Демидову были переданы в бессрочное владение тульские железоделательные заводы.

При Петре военные нужды страны резко возросли и требовали увеличения производства оружия. Поэтому Тула оказалась в центре внимания императора, видевшего здесь условия для развития металлургии и оружейного производства. В это время и состоялся стремительный взлет Никиты Антюфеева, прозванного Демидовым, которому Петр I оказал покровительство.

Существуют разные версии их знакомства и зарождения царской милости. Одна из них, от тульского историка-краеведа И.Ф. Афремова, напоминает сказ о косоруком Левше. Только Никита Антюфеев не блоху аглицкую подковал, а починил дорогой немецкий пистолет работы немецкого мастера Кухенрейтера. Починить починил, но царю не отдал, подсунул вместо него другой – собственноручно скопированный. Царь, по российской привычке принявшийся было восторгаться немецкой диковинкой, был весьма растроган, когда узнал правду.

По преданию обнял Никиту и сказал ему:

– Я виноват перед тобой. Ты малый дельный.

Другую версию предлагал известный российский ученый И.X. Гамель: «В 1696 году Государь Петр Первый, при проезде своем в Воронеж, остановился на короткое время в Туле и, желая заказать несколько алебард по имевшемуся при Нем иностранному образцу, велел призвать к Себе тех из казенных кузнецов, которые знали ковку белаго оружия: никто из них однако не смел явиться, кроме упомянутаго Никиты Антуфьева.

Государь, увидя его, любовался его стройностию, большим ростом и необыкновенною силою, и сказал окружающим Его Боярам: вот молодец, годится и в Преображенский полк в гренадеры.

Испугавшийся Антуфьев упал к ногам Монарха и со слезами просил помиловать его для престарелой матери, у которой он был один сын. Государь, издеваясь, сказал: Я помилую тебя, естьли ты скуешь Мне 300 алебард по сему образцу.

Антуфьев уверил Государя, что скует гораздо лучше показываемаго ему образца и привезет к Нему в Воронеж через месяц, что и исполнил в точности. Государь, получивши сии алебарды, так был доволен работою, что пожаловал Алтуфьеву втрое против того, во что они стали, и сверх того одарил его Немецким сукном на платье и серебряным ковшом небольшой цены, обещаясь на возвратном пути в Москву заехать к нему в гости».

После одной из этих историй и случилась царская милость и Никите Демидову было разрешено построить в Туле, близ устья Тулицы, чугунолитейного и передельного заводов.

Однако строительство завода началось в 1694-м, самое позднее — на рубеже 1694 и 1695 годов. Самый же ранний приезд Петра в Тулу, о котором можно говорить по косвенным данным, относится к осени 1695 года. Таким образом, предполагаемая тульская история с пистолетом или алебардами никак не связана с получением разрешения на строительство.

К марту 1697 года Демидов, давно сотрудничавший с Преображенским приказом (учреждением, управлявшим Преображенским полком), был известен как специалист в вопросах производства и ремонта оружия. В это время в Москву поступила прибывшая с Урала железная руда, которую последнее время усиленно там искали с прицелом на строительство казенных заводов. Для экспертизы обратились к московским мастерам-бронникам и к Демидову. Он опробовал руду, изготовив из нее в качестве образца две фузеи с замками и два копья. Общее свое заключение сообщил в устной сказке в Сибирском приказе, где дал этой руде высокую оценку.

Однако на вопрос готов ли он для дальнейшей ее разработки переехать на Урал, прямого ответа не дал. Лишь перечислил некоторые условия, при которых он мог бы это сделать.

Тем временем он активно развивал строящийся в Туле чугунолитейный завод. Получил в пользование дополнительные прилегающие к заводу земли, а сам завод в пользование «впредь впрок безсрочно» (а не на двадцать лет как прежде). На его заводе делались пушки и снаряды, сыгравшие важную роль в обеспечении побед русской армии в Северной войне. На заводе также отливалось железо связное и прутковое, чугунные котлы, бердыши и другие изделия.

Демидов добился и многочисленных преференций для своего предприятия. Одни из наиболее важных льгот – пользование полосой в Щегловской засеке шириной в пять верст и право покупать к своим заводам землю и людей, что позволило Демидову вырваться вперед в сравнении с другими заводчиками так далеко, что никто из преследователей уже не смог его догнать. Другие заводчики из непривилегированных сословий получат такое право только через два десятилетия после него.

Правом на покупку Демидов воспользовался немедленно. В 1700— 1702 годах он приобрел 35 четей земли и 14 душ крестьян в деревне Понарьиной соседнего с Тульским Крапивенского уезда.

Указ от 18 января 1701 года — высшая точка успехов Демидова в тульский период. Всего через полгода привилегия рубки засечного леса, пригодного для кораблестроения, будет у него отнята, и это станет побудительной причиной рассмотреть положительно идею переезда на Урал.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle