Календарь истории. 12 января: в тульских кинотеатрах начали показывать утерянный теперь фильм «Директор»
12 января 1971 г. в тульских кинотеатрах «Салют» и «Искра» начали показывать один из лучших советских фильмов «Директор» – киноповесть Алексея Салтыкова об истории создания первого советского автомобиля.
Фильм этот и по сей день овеян загадками и легендами. Например, в прокате 1971 года это было цветное широкоформатное красиво снятое кино. Однако, похоже, именно цветная копия оказалась потерянной, и сейчас в Сети можно найти только черно-белый вариант. Черно-белым его можно увидеть и во время очень редких показов по телевизору.
Особую роль фильм «Директор» сыграл и в судьбе постановщика Алексея Салтыкова. 5 ноября 1965 года во время съемок сцены проезда автоколонны по пескам актер Владимир Урбанский решил остаться в автомобиле, за рулем которого находился каскадер-автоспортсмен. По сценарию машина должна была промчаться вперед и обогнать колонну, прыгнув с одного из барханов. На втором дубле машина неожиданно перевернулась, Урбанский получил тяжелые травмы и скончался по пути в больницу.
Приказом председателя Госкино съемки были тут же запрещены, а группа распущена. Салтыков получил черную метку, и на полтора года отлучен от работы. Только в 1969 году он добился разрешения переснять фильм с Николаем Губенко в главной роли. Пришлось сменить и практически весь актерский состав.
Наверное, с Урбанским было бы замечательное кино, ведь Алексей Салтыков находился в самом творческом расцвете. Он уже снял «Друг мой Колька», «Председателя». А вот после того, как вышел «Директор», он опять был постоянно в работе, но уже все было не то, далеко до вершины, взятой в «Председателе». Но и с Николаем Губенко фильм получился ярким и запоминающимся. Чего стоит только танец кукарача на фоне песков Каракумов в исполнении Губенко – прекрасная актерская игра, великолепная операторская работа.
Губенко играл Алексея Зворыкина, в котором легко угадывался легендарный директор Московского автозавода, один из организаторов советской автомобильной промышленности Иван Лихачев. Кстати говоря, уроженец Тульской губернии. В 2013 году на железнодорожной станции в Веневе был открыт памятник Лихачеву – маленький двенадцатилетний мальчик, который из крестьянского дома уезжает работать в Петербург.
По сюжету фильма после окончания Гражданской войны матрос Зворыкин назначен директором автозавода. Пройдя обучение в США на заводах Форда, он организует производство первой советской полуторки и пытается добиться реконструкции завода. Но для этого необходимо доказать, что отечественные автомобили не хуже иностранных. С этой целью директор лично участвует в международном автопробеге по пустыне Каракумы, от победы в котором зависит судьба дальнейшего выпуска автомобиля.
Между прочим, во время реального пробега 1933 года по маршруту Москва – Каракумы за 86 дней колонна прошла 9 500 километров по бездорожью и пустыне. Когда в 1977 году пробег решили повторить фактически по тому же маршруту, но уже на «Жигулях», то через Каракумы отправили только «Нивы», а ВАЗ-2106, как все нормальные герои, пошли в обход – по шоссе.
Автор: Гусев Сергей