Календарь истории. 11 января: в Калуге убили из обреза редактора газеты.
11 января 1991 года в Калуге, в своем кабинете был убит главный редактор областной газеты «Знамя» коммунист Иван Фомин. Эта история потрясла всю страну.
Преступление было совершено трижды судимым Владимиром Воронцовым, по его словам ярым антикоммунистом и антисоветчиком. До 1991 года он провел десять лет в местах лишения свободы за драки и разбойные нападения. Работал сварщиком домостроительного комбината. В последнее время состоял в народном фронте, ходил на митинги, собрания. Но этого казалось мало в борьбе против ненавистной советской власти, хотелось действий. Он заготовил досье из восьми фамилий на тех, кого решил лишить жизни. В основном – секретари и работники обкома КПСС. Начал же с областной газеты, органа обкома КПСС. Тем более главного редактора Фомина утверждал обком, и сам он был членом бюро обкома.
«Мне не нравились его публикации, – скажет убийца потом. – Но то, что он оказался первым – чистая случайность. На его месте мог оказаться любой».
За неделю до случившегося сходил в редакцию, оценил обстановку, узнал где расположен редакторский кабинет. Убийца вошел в здание Дома печати около 14.10, благополучно миновал вахтершу, поднялся на третий этаж. Секретарша опоздала с обеда, и он беспрепятственно вошел в кабинет. В руке убийцы был дипломат, в котором лежал обрез.
Убийца достал оружие, приказал встать: не могу же я в сидящего стрелять — все равно что в лежачего. Он выстрелил трижды, после чего в кабинет неожиданно вошел фотокорреспондент Геннадий Головков. Убийца направил на него обрез, и заставил выйти из кабинета. Потом, опасаясь, что его подстерегут в приемной, выстрелил еще раз, через дверь, чтобы напугать. После того, как вышел в приемную, увидел по следам крови, что, скорее всего, ранил Головкова.
В это время, на свою беду, вышел из кабинета Фомин, оставшийся в живых после трех выстрелов. И тогда нападавший выстрелил еще раз, после чего редактор был убит. Если первые четыре выстрела не слышал никто, то этот – уже все в редакции. Угрожая обрезом, налетчик потребовал вернуться в кабинеты.
Он благополучно выскочил на улицу, спрятав обрез под курткой. И тут вспомнил, что в редакции забыл дипломат, на котором остались его отпечатки пальцев. А значит, достаточно быстро его личность установят.
В обрезе оставалось два патрона, и он решил подстеречь кого-то еще из списка по домашним адресам. Первым попробовал найти председателя профкома треста «Строймеханизация» Анатолия Калужского, но дверь открыл мальчик и сказал, что папа на работе. Не удалось застать дома и других кандидатов на уничтожение.
Тогда он отправился в трест «Строймеханизация». Здесь главной целью был секретарь парткома. Но секретарем оказалась женщина, и он отказался от покушения. Пошел в кабинет Калужского и двумя выстрелами тяжело ранил его в шею.
Выйдя на улицу, увидел множество милицейских машин с включенными сиренами. Шансов скрыться не оставалось. Убийца дошел до телефонной будки и набрал 02. Доложил: уничтожены два коммуниста, третий ранен, патроны кончились, сдаюсь.
Тем временем приметы преступника уже были объявлены по областному радио: на вид лет 30, в синей куртке и коричневой вязаной шапке.
До того, как его арестовали, Воронцов успел пройтись по городу, попить сока, купить сигареты. Потом направился в УВД. Около шести вечера был задержан на улице.
В момент совершения преступления жена Воронцова была на седьмом месяце беременности. Из-за сильнейшего стресса ребенок родился мертвым. Мать же хотела покончить жизнь самосожжением.
Убийцу судили через год в Туле. Приговорили к смертной казни, но еще три года он ждал исполнения приговора в камере смертников Тульского следственного изолятора. О смягчении приговора не просил. Напротив, несколько раз требовал привести его в исполнение.
Говорят, что за отмену смертного приговора боролся известный писатель Анатолий Приставкин, безуспешно.
Приговор был приведен в исполнение в 1995 году.
На фото: кабинет главного редактора газеты «Знамя» после убийства.
Автор: Гусев Сергей