Календарь истории. 29 декабря: в Туле подвели литературные итоги года
29 декабря 1910 года «Тульская молва» поместила большой материал, посвященный литературным событиям уходящего года. Интересно, что практически все участники этого списка заняли свое место и в истории русской литературы. И не менее интересно оценить сейчас, спустя годы, насколько же вкусы современников оказались провидческими.
Начинался обзор, конечно, со Льва Толстого.
«Умер Толстой – это, бесспорно, самое значительное литературное событие года. Светом его посмертной славы освещалась отчасти и современная молодая литература. Говорили:
– Русская литература – великая литература потому, что у нее есть Толстой.
Внимание, устремленное на Толстого, совершенно естественно переносилось и на других его соотечественников-писателей. К счастью для нас, после Толстого осталось кроме известного уже всем наследства еще несколько сочинений, которые только еще будут обнародованы в ближайшие годы. Есть среди них и большие повести, написанные в эпоху создания «Войны и мира» и «Анны Карениной». Едва ли не самое замечательное из всего этого богатства представляет собой дневник Льва Николаевича, охватывающий всю его жизнь, начиная с самого раннего детства и кончая ст. Астапово».
Потом речь пошла о живых. Тогда еще живых.
«Прежде всего – «Анфиса» Андреева. Написана она, правда, еще в 1909 г., но дошла до читателя и овладела мыслями только в 1910 г. Это – несомненно самая значительная вещь прошлого года и по глубине мысли, и по грандиозности замысла, и по силе изложения. Затем явился «Гаудеамус». Эту пьесу ошибочно называют продолжением «Дней нашей жизни». Общее у обоих произведений только фон и реалистичная форма. В личной драме старого студента отразилась вся человеческая трагедия – трагедия старости.
Наконец в декабрьской книжке «Современного мира» появилась третья вещь Андреева – «День гнева», написанная очевидно картинами Мессинского землетрясения. Когда-нибудь страницы этой поэмы будут изучаться наизусть, как образец красоты и мощи русского языка».
Интересно, что практически все произведения, потрясшие в этом обзоре критика, оказались едва ли не самыми забытыми из всего творчества Леонида Андреева. Пьеса «Анфиса» вообще практически не ставилась. О «Дне гнева» авторы комментариев к собранию сочинений Леонида Андреева 1994 года в издательстве «Художественная литература» вообще ограничились замечанием, что рассказ не получил никаких откликов и остался незамеченным критиками. Хотя Мессинское землетрясение в Италии 1908 года в свое время потрясло весь мир. Считается, что его жертвами стало до 200 000 человек. А первыми на помощь пострадавшим подошли тогда российские корабли Балтийского флота. Любопытно, что в дни, когда был напечатан этот отчет, Россию потрясла другая трагедия – землетрясение в Семиречье. Мы о нем поговорим в начале следующего года.
Гораздо более скупым, по мнению критика, оказался М. П. Арцыбашев. Тот самый скандальный Арцыбашев, выпустивший порнографический по меркам своего времени роман «Санин».
«Не считая 2-3 мелких рассказов, он подарил нам за весь год только первую часть романа «У последней черты». Это творчество большого и зрелого мастера. Оно войдет в русскую литературу и останется в ней надолго».
И здесь все вышло немного по другому. Если о существовании «Санина» многие современные читатели хотя бы знают, то «У последней черты», посвященный смерти, практически забыт. В романе описывается самоубийство семи человек различных типов, принадлежащих к интеллигенции. Очевидно, что это отклик на моду на суициды, которая охватила тогда русское общество.
«К сожалению, совсем ничего не дал за прошлый год А. И. Куприн. Он опускался на дно морское, летал на аэроплане, упал, едва не сломал при этом ноги – вот и все, что мы о нем слышали в течение года.
Много написал Максим Горький – большую повесть «Городок Окуров» и две пьесы – «Чудаки» и «Васса Железнова». Приходится, однако, констатировать, что профессионально его произведения все более чужды душе современного читателя. Даже «Городок Окуров» – вещь несомненно очень цельная, не привлекла к себе того внимания общества, которого она заслуживает. Все дальше и дальше уходит от нас Горький».
Как удержаться от комментария. О «Городке Окурове» теперь действительно вспоминают мало. Очень воздушную пьесу в чеховском настроении «Чудаки» сравнительно недавно ставил на сцене тульского академического театра драмы Александр Попов. Ну а «Васса Железнова» стала одной из самых популярных горьковских пьес. Правда, в Советском Союзе в основном ставили позднюю редакцию 1935 года, в которой автор еще более обострил тему классовой борьбы.
Продолжим.
«Высокую оценку получили несколько новых талантов –¬ Сергеев-Ценский, Ремизов, Ал. Толстой. Двое первых пишут уже давно. Но до сих пор оба привлекали внимание исключительно как курьезные писатели. Один изумлял и забавлял публику своими причудливыми образами («лицо как захолустная улица» и пр.), а другой – своим пристрастием к забытым русским народным словам и выражениям. И только после замечательной повести С-Ценского «Движения» и после «Крестовых сестер», «Неуемного бубна», «Царевны Мымры» Ремизова мы поняли, что имеем дело с настоящими интересными и оригинальными художниками».
Сергеев-Ценский в СССР будет известен как автор романа-эпопеи «Севастопольская страда» об обороне Севастополя. За него он в 1941 году получит Сталинскую премию первой степени. Ремизов же, несмотря на то, что побывал в начале века в политической ссылке, станет противником большевиков и окажется в эмиграции. Ему вообще будут ближе эсеры, а с Савинковым он знаком еще со ссыльных времен. В Россию больше не вернется, хотя в конце жизни и получит советское гражданство.
«Ал. Толстой весь принадлежит 1910 году. В его лице мы имеем нового повествователя о дворянском оскудении и вырождении. Он возбуждает большие надежды и имеет все данные для того, чтобы их оправдать».
А ведь в 1910 году ничего из того, что теперь на слуху, Ал. Толстой не напишет. Все его шедевры еще впереди. Равно как и главный шедевр из его дворянской жизни – анекдот «Вставайте, граф, пора на партсобрание». Это уже не он, а о нем.
Ну и вишенка на торте – прекрасная возможность аллюзии на современность.
«Народилось в 1910 году и новое течение в русской литературе – юмористическое. Это случилось неожиданно, без всяких предупреждений, словно по мановению волшебного жезла. Вдруг появилась первая книжка рассказов Г. (в тексте почему-то Г., а не А.) Аверченко, за нею вторая, третья. «Сатиры» Саши Черного, Сатирические песни З. Князева, юмористические рассказы Тэффи, Н. Архипова, И. Василевского, «Бархатные когти» И. Гуревича – и пошло, и пошло… Как из рога изобилия посыпались на витрины книжных магазинов новые книжки, талантливые и бездарные, остроумные и скучные, но все в нарядных обложках, с чертями и сатирами., лихо кувыркающимся в припадке бешеного неукротимого веселья.
Успех этой литературы отнюдь не может быть приписан ее достоинствам, потому что за исключением перечисленного выше юмористика прошлого года не удовлетворяет даже самым элементарным литературным требованиям. Вряд ли может быть объяснен ее успех и простыми веяниями моды. Скорее всего произошел какой-то перелом в психике читателя».
Автор: Гусев Сергей