Календарь истории. 3 декабря: в Туле спекулируют именем Толстого
Почти через месяц после смерти Толстого, 3 декабря 1910 года, несмотря на дурную погоду, паломничество к могиле великого писателя продолжалось. Поклониться месту его последнего упокоения приезжали люди не только со всей России, но даже из-за границы.
Между тем этой ситуацией не могли не воспользоваться любители легкой наживы, использовавшие любой повод, чтобы заработать на Толстом. Вскоре после его смерти некий содержатель винной торговли в Ярославле Иван Федорович Арчаков обратился к наследникам Л.Н. с письменной просьбой «продать ему одну десятину земли вблизи могилы покойного Льва Николаевича» на предмет постройки на этом месте гостиницы для приезжающих «в память великого писателя».
В самом конце ноября, то есть буквально через три недели после смерти, в Туле нарасхват шла брошюра «Московские хитрованцы у одра умирающего Толстого». Местные газеты назвали ее «верхом эксплуатирования имени Толстого». Так станция Астапово здесь превратилось в святую обитель Астапово. Л. Толстой оказался лежащим в келье, да еще к нему прибыла целая депутация с Хитрова рынка, которой в действительности, разумеется, не было и в помине. Здесь же она настолько тронула сердца монахов, что была приглашена в монастырскую трапезную, где предложен был скромный пастырский обед.
Что же касается литературных достоинств, «Тульская молва» приводила следующую цитату из этого сочинения: «Графиня (С. А. Толстая) принуждена была покориться местному персоналу, и только затаив дыхание прислушиваться к течению температуры в дряхлеющем организме маститого старца».
Пляска на костях продолжалась дальше.
На улицах Тулы разные подростки продавали макулатурные книжки, выдавая их якобы за сочинения Л. Н. Толстого. Не отставали и синематографы, в которых, например, показывали картину «Холстомер» – «по роману Толстого». Хотя в описании картины фигурировал автомобиль, о котором во время написания «Холстомера» даже не мечталось.
Потом появились воспоминания некоей Н. Поляковой. Она весьма живописно рассказывала, как из Тулы по телефону пела романсы покойному Л. Н. Толстому. Н. Полякова будто бы «остановилась в Чернышевской гостинице, ее соединили телефоном с «Ясной Поляной» и в телефонную трубку она спела цыганский романс слушавшему ее Льву Николаевичу Толстому».
Премилая картинка.
Вот только «в этих воспоминаниях, пожалуй, все верно, кроме одной незначительной детали, – иронизировала «Тульская молва», – а именно – как могла г-жа Полякова петь по телефону в Ясной Поляне, когда имение это никогда с Тулой телефоном соединено не было. Остается допустить, что или г-жа Полякова что-нибудь напутала, или ее просто мистифицировали».
На фото: картина Амира Арсланова «Лев Толстой в степях Башкирии». 1978 год
Автор: Гусев Сергей