В Туле рекламируют псевдолекарства
Пенсионерка Раиса Мартынова едва не купила препарат от серьезных болезней по рекомендациям сомнительных газет.
У Раисы Мартыновой, 73-летней пенсионерки из Тулы, серьезные проблемы со зрением. Недавно она перенесла операцию
по замене хрусталика на одном глазу, второй слепнет из-за катаракты. Поэтому рекламу чудо-средства от «глазных»
болезней, обнаруженную в почтовом ящике, тулячка восприняла как панацею.
- Обычно всю рекламу, которую нам в почтовые ящики кладут, я собираю в макулатуру. А тут вдруг одна из газет
выбилась из общей кипы, - рассказывает Раиса Борисовна. - Причем на первой странице рекламировали капли из натуральных
компонентов от болезней глаз.
Со страниц газеты Раисе Борисовне предложили «подарить себе идеальное зрение» и пообещали, что результат
будет заметен сразу.
- После перенесенной операции ощущения не самые лучшие, - вспоминает пенсионерка. - Еще раз пережить вмешательство
такого рода я бы не хотела. А тут такие чудо-капли, да еще все компоненты натуральные - в составе значились сок
алое и витамины. Я решила, что нужно их купить.
Кот в мешке
Вернувшись домой, Раиса Борисовна позвонила по телефону для консультации, указанному в рекламе. Ей все очень
подробно рассказали о каплях «для прозрения». По словам пенсионерки, впечатление от разговора осталось
положительное - фирма внушала доверие.
- Показалось, что по телефону меня консультировал врач — все очень грамотно рассказал, - продолжает Раиса
Борисовна. - Подкупило, что меня сразу отговорили приобретать капли на весь курс. Сказали, что сначала надо попробовать
- вдруг аллергия на компоненты начнется. И я решила – беру.
Реклама утверждала: для профилактического приема нужно «прокапать» 4 флакона - каждый по 610 рублей.
Для пенсионеров якобы действует скидка. То есть вся покупка обошлась бы в 2280 рублей - сумма пусть и не самая
большая, но ощутимая, особенно для кошелька пожилых людей. Но Раису Борисовну в последний момент
остановила вовсе не цена, а отсутствие дополнительных сведений. Пенсионерка заметила, что в газете не была указана
информация о возможных противопоказаниях.
- Да и внучка стала отговаривать меня от опрометчивого шага, - вспоминает Раиса Борисовна. - Она посмотрела газету
и сказала, что в ней даже не указан тираж и адрес редакции, что незаконно. Но честно говоря, если бы мой лечащий
врач сказал мне, что рекламируемые средства из газеты помогают, я бы ему поверила и купила бы те капли для глаз,
не задумываясь. Нужно же кому-то в этом мире верить.
Кладезь нарушений
Действительно, людям хочется верить в чудо-средства от всех болезней. Но можно ли? Корреспонденты «Центра
71» решили выяснить, насколько достоверна и законна информация, которую распространяют «газеты здоровья».
Листаем «Вестник здоровья» и «Народную медицину», которые положили в почтовый ящик Раисы
Мартыновой. Первое, что бросается в глаза — отсутствие «предупреждалки» на страницах газет.
Согласно законодательству, каждая рекламная статья, рассказывающая о любых лекарственных средствах, должна сопровождаться
предупреждением о возможных противопоказаниях и необходимости консультации со специалистом, а публикации о БАДах
— предупреждением о том, что данное средство не является лекарственным. По закону надпись должна занимать
для БАДов — 10% от текста, для лекарственных средств — 5%.
Надпись мелкими буквами «Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Не является лекарством»
стоит на последней странице газет. Но это дела не меняет. Такая формулировка, во-первых, неверная — она
просто «объединила» предупреждение по лекарственным средствам и БАДам, а во-вторых, ее на всю газету,
напичканную рекламой, явно недостаточно.
Еще одно нарушение закона — отсутствие выходных данных. На последней странице не указаны адрес редакции,
тираж, контактные данные. По закону печатные СМИ обязаны публиковать такую информацию.
При более детальном рассмотрении замечаем некий «ГОСТ» в рекламе глазных капель, приглянувшихся Раисе
Мартыновой. Выясняем, что этот стандарт носит название «Изделия косметические жидкие. Общие технические
условия». Он распространяется на жидкие косметические изделия - лосьоны, лосьоны-тоники, тоники, средства
для завивки и укладки волос, дезодоранты и дезодоран-
ты-антиперспиранты, антиперспиранты и тому подобное. Но никак не на лекарства. К тому же данный ГОСТ уже отменен.
Комментарии
специалистов
Юрий Елагин, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы:
- В силу статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом,
в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Законом о рекламе установлен запрет на недобросовестную и недостоверную рекламу. Кроме того, предусмотрено, что
в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта
рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе
методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Если в газете отсутствуют выходные данные (ФИО редактора, адреса редакции, издателя, типографии и т. д.), найти
распространителя рекламы (изготовителя газеты, рекламодателя) не представляется возможным.
Нина Груздевская, педагог-психолог:
- Русские люди склонны, как никакие другие, к ожиданию чуда, особенно пожилые. Поэтому очень важно предупреждать
людей о «подводных камнях» различной рекламы. Это должны делать в первую очередь родственники или
социальные работники.
Тем временем
Препараты с доставкой на дом
Недавно в Туле появился новый вид рекламы: штампики на дверях подъездов. Тулякам предлагают купить средство для
повышения потенции с доставкой на дом. Не заметить рекламу невозможно – штампы красуются около ручек дверей.
Насколько это законно? За ответом на этот вопрос мы обратились к Андрею Ярцеву, начальнику отдела информации
и общественных связей УМВД России по Тульской области. - Сейчас сотрудники полиции разбираются с ситуацией распространения
рекламных надписей на подъездах, - ответил Андрей Викторович. - Реклама в виде штампов с указанием номера телефона
и лекарственного средства является нарушением законодательства. Любые лекарственные средства должны продаваться
исключительно в специализированных учреждениях. Чтобы не навредить здоровью, полиция Тульской области просит граждан
не покупать лекарственные препараты, продаваемые посредством незаконной рекламы.
Был случай
В 2014 году антимонопольная служба установила, что по почтовым ящикам многоквартирных домов Тулы распространялась
газета «Народная медицина» с рекламой экстрактов, мазей, кремов, бальзамов. Рекламируемые в газете
товары не являлись лекарствами. Они были представлены как панацея от многих серьезных заболеваний. Проверка установила:
реклама создавала впечатление, что объекты рекламирования обладают лечебными свойствами, положительно влияют на
течение болезни, в рекламе приведены письма физических лиц, утверждающих об их целебных свойствах, содержатся
ссылки на конкретные случаи излечения. За данные нарушения предусмотрена ответственность. НО! Газета, в целях
уклонения от нее, не указала информацию о выходных данных периодического печатного издания. Важно Незаконными
газетами заинтересовалась прокуратура Тульской области. По факту их распространения ведется прокурорская проверка.
Автор: Патракова Валерия