Вячеслав Веденин. Еще одной легендой спорта стало меньше...
22 октября на 81-м году ушел из жизни величайший советский лыжный гонщик, двукратный олимпийский чемпион, уроженец Тульской области
Веденин стал первым советским лыжником, выигравшим олимпийское золото в индивидуальной мужской гонке. Настоящий король лыжни — четырехкратный чемпион мира, тринадцать раз выигрывал Союзное первенство. Почетный гражданин Тульской области, он навсегда вписал свое имя в историю Олимпиад, дважды победив на Играх-1972 в Саппоро.
«Волшебное» слово
Историю про знаменитое загадочное слово, приведшее его к победе, за последние полвека не тиражировал разве что крайне ленивый и неосведомленной журналист. Сам знаменитый лыжник несколько лет назад признавался в личной беседе с автором этих строк, что смутно помнит ситуацию, породившую легенду. Тогда просто не до трезвой оценки ситуации было — одни эмоции. Может, и впрямь так «отбрил» дотошного японца, лезшего чуть ли не под руку. А, может, это уже более поздние выдумки представителей прессы...
Кратко суть истории. На главный турнир четырехлетия Вячеслав Веденин тогда прибыл после триумфального для него чемпионата мира. В Саппоро на любимой «тридцатке» ему достался 54-й номер, основные конкуренты на победу рванули по дистанции, а Вячеслав спокойно ждал своей очереди. И тут повалил сильный снег, липкий и тяжелый. Наш спортсмен оценил ситуацию и принялся обрабатывать лыжи соответствующей мазью.
На подобную процедуру мгновенно отреагировал японский журналист, слегка владевший русским языком. Тогда он практически вплотную приблизился к нашему гонщику, спросив: «Неужели вы думаете, что это поможет? Такой снег валит». На что Веденин, продолжая обрабатывать лыжи, ответил коротко: «Да и... с ним». Японец фразу запомнил.
Вячеслав Петрович ушел на дистанцию и после десяти километров был только седьмым. Но затем неожиданно для всех выиграл золото, опередив ближайшего преследователя почти на минуту. На следующий день популярнейшая японская газета вышла с заголовком: «Советский лыжник сказал волшебное слово „дахусим“ и выиграл Олимпиаду».
— Как я финишировал — почти не помню. Черту пересек — и все, темнота, — рассказывал Веденин. — Следующее воспоминание — как мне уже после финиша зубы пытаются разжать. Видимо, я их в остервенении так сжал, что говорить не мог. Когда же дар речи ко мне вернулся, первым делом спросил: «Ну как, мы выиграли?» Потому что в конце этапа уже ничего не понимал.
Рассказывают, после той победы мэр Саппоро сказал нашему спортсмену примерно так: «Я теперь понял, почему мы проиграли русско-японскую войну. Потому что в Советском Союзе есть такие люди, как вы, мистер Веденин». А на вручении ордена Ленина в Кремле Вячеслав Петрович был удостоен еще одного комплимента: «За две недели вы сделали для нашей страны столько, чего дипломатам не удалось добиться за пять лет».
Шопинг и стихи
Говорят, на той Олимпиаде никто не верил в победу наших спортсменов. Отечественные журналисты покинули трибуны задолго до финиша. Большинство сбежали, чтобы элементарно затовариться заграничными шмотками и другими дефицитными в те времена в Союзе товарами.
— А я здорово разозлился, — рассказывал потом Вячеслав Петрович. — И на наших журналистов, покинувших ложу прессы еще до моего старта, и на земляков-болельщиков, которые потянулись к выходу со стадиона. В общем, на всех, кто похоронил нас загодя. Я ведь прекрасно знаю, почему наши туристы уходили со стадиона: магазины в городе работали последний день — назавтра выходной был, вот они и спешили покупки сделать. Корреспонденты следом потянулись. И мне так обидно стало. Как же можно не верить в русского лыжника! В нашего человека! Для меня это было дикостью. Ни одной фотографии моей не сохранилось с этой гонки, ни одного интервью...
И поэт Роберт Рождественский, посвятивший триумфу Вячеслава Веденина стихотворение «Репортаж о лыжной гонке», тоже своими глазами тот финиш не видел. По той же банальной причине — ушел с трибун за покупками.
Иностранный спонсор
А вот об этом факте советские СМИ упорно умалчивали. О нем Вячеслав Петрович рассказывал гораздо менее охотно даже много лет спустя.
Так, в 1965-м у Веденина появился, как бы сейчас сказали, персональный спонсор — шведский миллионер Курт Люсель, обеспечивший его нормальным инвентарем. Дело в том, что экономика родной страны на тот момент оказалась просто неспособна запустить производство собственного спортивного инвентаря, чье качество позволяло бы конкурировать на равных с основными соперниками. Советская легкая промышленность не могла даже пошить нормальную качественную форму. Поэтому все, что соответствовало требованиям спорта высших достижений, закупалось за валюту, которой, понятное дело, катастрофически не хватало на всех выезжающих на международные соревнования.
Так что Вединину экипироваться помог не Госкомспорт, не советская спортивная федерация, а частный шведский капитал. Сейчас бы, конечно, из этого сделали скандал. Тогда никто ничего не узнал — советские граждане читали ровно то, что им сообщали в «Советском спорте». А там не писали, что наши спортсмены порой вынуждены сами любой ценой доставать то, что государство и само не делало, и закупить не могло.
Жизнь после рекордов
Веденин стал тем символом советских мужских лыж, за которым пошли победы Бажукова и Савельева, Зимятова и Прокуророва. Он стал символом веры, что наши спортсмены тоже можгут обыгрывать скандинавов не исключительно в эстафетах, что случилось в 1956-м, но и в личных гонках.
Этот символ был нужен тогда нашим мужским лыжам, отстававшим от женских по количеству наград с крупнейших турниров. И оставался им на протяжении еще долгих десятилетий.
При этом, как ни странно, вся имеющаяся информация о Вячеславе Веденине — это, по сути, отрывки его немногочисленных интервью и какие-то легенды. За все эти годы о нем так и не написали полноценной книги, подробной биографии, чтобы можно было полностью оценить масштаб той жизни, которую прожил наш великий лыжник. Меньше всего информации о последнем десятилетии — тогда Веденин вернулся домой, жил в своей родной деревне Слобода в Тульской области.
Когда появятся новые Веденины?
С 1989 года в поселке Дубна Тульской области стал проводиться областной спортивный праздник «Лыжня Веденина», в котором неизменно принимал участие и сам Вячеслав Веденин. Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, ветеран Вооруженных сил, отличник пограничной службы, заслуженный мастер спорта, почетный гражданин Тульской области и Дубенского района лично приветствовал участников соревнований. Даже в феврале этого года, будучи прикованным к инвалидной коляске, он все равно принял участие в торжественной церемонии.
Ежегодно «Лыжня Веденина» собирала более полутысячи участников — во взрослых и юношеских категориях. Приезжали люди из соседних регионов — отнюдь не ради наград, а чтобы лично пообщаться с легендой советского спорта — Вячеслав Петрович всегда находил возможность пообщаться с народом, сфотографироваться со своими поклонниками. И порой с некоторым укором и надеждой вздыхал: «Все жду, когда на нашей земле появятся новые Веденины...»
Фото автора.
Автор: Копытов Игорь