• Курсы валют:
      USD 99.38
      EUR 105.10
06.08.2021

Евгений Кучеревский: человек из легенды

6 августа исполнилось бы 80 лет Евгению Мефодьевичу Кучеревскому – тренеру, с именем которого связан первый в российской истории взлет тульского футбола. Да что там взлет – это была эпоха того футбола, который никак не забыть. Вокруг – экономические перемены, дефолт, сникерсы-шмикерсы, о которых еще вчера советский человек не имел даже представления, а на поле – удивительный футбольный спектакль с участием самих бразильцев. И это все – в Туле!

Уже потом все кругом в российском чемпионате удивлялись, как никому не пришла в голову идея пригласить на работу одного из лучших советских тренеров. Но в момент, когда, по настоянию тогдашнего президента клуба «Арсенал» В. Соколовского, Евгения Мефодьевича позвали в Тулу, сидел он в своем Николаеве совершенно невостребованный. Специалист, приводивший «Днепр» к золотым медалям чемпионата СССР, руководивший олимпийской сборной страны, представлявшей одну шестую часть суши. Лобановский, уходя из сборной СССР, именно Кучеревского называл своим преемником. Всесоюзный тренерский совет на конкурсной основе его и избрал единогласно главным тренером сборной. Однако на следующий день исполком Федерации футбола СССР утвердил в этой должности Анатолия Бышовца.

«Арсенал» в середине девяностых вместо молодых и перспективных, но так ничего и не добившихся специалистов как раз и искал именитого тренера, способного принести, наконец, победу в зональном турнире второго дивизиона. Уж очень хотелось выйти в первую лигу, о которой в городе мечтали третье десятилетие. В подкрепление чего даже приобрели легионеров из Бразилии, что пока было в диковинку, — Нене, Жуниора и Андерсона. Пытались даже взять Робсона, легендарного теперь футболиста «Спартака», но тогда тулякам категорически отказали: это игрок для высшей лиги.

Однако с первых дней роман у Мефодьевича, как его звали все – и коллеги, и болельщики, не особенно складывался. Это при том, что сезон не обещал быть сверхтяжелым – достойных конкурентов во второй лиге не было, а состав подобрался такой, что с легкостью потом громил в кубковых играх и представителей высшего дивизиона. Весной, не пробыв в команде и пары недель, Кучеревский вдруг решительно настроился уехать из Тулы, даже чемоданы собрал и заказал такси на вокзал. Виктор Соколовский долго его уговаривал, рассказывая, какие у нас перспективы. Уговорил в итоге. Тем более, что по амбициям Тула тогда действительно была одной из первых в России. И задача стояла не просто выйти в первую лигу, а за один сезон пробиться в высшую. И Кучеревский, все в это верили, обязан был обеспечить результат.

После двух побед на выезде в матче открытия сезона в Туле «Арсенал» не смог победить, сыграв скучные 0:0 с «Ангуштом» из Назрани. Однако такого зрительского ажиотажа Тула не видела со времен визита «Спартака». На эту игру пришли двенадцать тысяч болельщиков. А за шесть туров до финиша чемпионата «Арсенал» обеспечил себе первое место! Случилось это в довольно бесцветной игре на окраине Москвы против «Мосэнерго». Эта победа еще не выводила «Арсенал» в первую лигу, но в тот же день преподнес подарок главный конкурент, проигравший в Ногинске. Все стало ясно — «Арсенал» недосягаем!!!

Евгений Кучеревский потом признавался:

— Анализируя игру «Локомотива» в последних календарных матчах, я, честно говоря, рассчитывал на то, что он где-нибудь, да споткнется. Не может не споткнуться. Не чувствовалось у него той игры, которую он демонстрировал в начале чемпионата. Видимо, лискинцы не выдержали такой изнурительной гонки. Чисто психологически не по силам оказалась им ноша.

В октябре туляки играли в Казани матч 1/8 финала Кубка России. И «Арсенал», и местный «Рубин» к тому времени уже обеспечили себе первые места, в связи с чем их встречу назвали матчем за чемпионство во второй лиге. Судьбу поединка решил единственный мяч, забитый хозяевами перед самым финальным свистком.

Впервые туляки пробились в первую лигу, где еще ни разу не играли. Впервые заняли первое место во второй лиге, до этого высшее их достижение в этом турнире — второе место (1971, 1986, 1993), а отрыв от ближайшего конкурента составил 15 очков. «Арсенал» показал наивысшую в своей истории результативность, забив 91 гол. Разность мячей — +65 (91-26) — лучшая за годы выступлений тульских команд в чемпионате СССР и России. «Арсенал» потерпел в этом чемпионате меньше всего поражений в своей истории — три.

Александр Кузьмичев в тот год стал лучшим бомбардиром «Арсенала», второй лиги, да еще и установил новое бомбардирское достижение тульской команды — 34 гола за сезон! Однако в следующем году контракт с ним продлевать не стали. Кучеревский утверждал, что на смену Кузьмичеву нашлись прекрасные нападающие – Зубарев из Казахстана и бразильцы.

Что бы Кучеревский потом ни говорил о Туле, а накипело за годы работы многое, но «Арсенал» так и остался одной из двух команд, с которой все связывают его имя. Первая, естественно, «Днепр». А вторая, вне всякого сомнения, «Арсенал». С тех времен это осталось своеобразным джентльменским набором – Тула, бразильцы, Кучеревский.

Просидев долго без серьезной работы, Кучеревский в Туле тоже многому учился. Футбол-то пошел совсем другой, отличающийся от советского. И возможности другие. Всю предсезонку перед стартом чемпионата первой лиги теперь можно было провести на побережье Атлантического океана, а кандидатов в команду именно туда каждую неделю доставляли группами чуть ли не в полсамолета, только выбирай. Такое барство можно было позволить себе лишь в те веселые времена. Но и тому, кому верили безгранично. Не зря ведь за три года работы Кучеревскому позволили фактически сменить три состава из очень дорогостоящих игроков.

Опять же и причины были весомые. Поди окуни сразу бразильца в реалии суровой русской зимы. Не зря Андрадина потом рассказывал, что когда самолет пошел на посадку в Шереметьево, от вида белого снега у сидевшего рядом Даниэла едва глаза не вылезли из орбит, и охватил такой ужас, который, по его словам, он никогда не испытывал. Да и сам Андрадина, когда спускались по трапу, подумал, что на тренировках бутсы придется укутывать во что-то теплое. Но главное – не встретиться по дороге с белым медведем.

– Я увидел в нем прежде всего забойщика – футболиста с пушечным, хорошо поставленным ударом, который позволяет ему забивать и в игровых ситуациях, и со стандартных положений, – делился своими впечатлениями главный тренер Евгений Кучеревский после успешного сезона 1998 года.

Андрадина в тот год действительно блистал – двенадцать голевых передач и 27 забитых мячей. Потом на смену Кучеревскому пришел Леонид Буряк, и взялся обучать Андрадину более современному футболу, с большим объемом черновой работы. Бегать Андрадина стал больше, сбросил лишний вес, а забивать – меньше. Фраза, сказанная тогда Буряком, – на века. «Да, Андрадина не забил! Но зато сколько технико-тактических действий он сделал!»

Все-таки найти своего тренера – это немало. Для Андрадины Кучеревский как раз и был тем самым своим тренером.

В первом дивизионе интерес к Туле вновь подогревался бразильским экспериментом — наличием теперь уже сразу девяти кудесников мяча с бразильской пропиской. А дела в сезоне не ладились. По итогам первого круга «Арсенал» стал лучшей выездной командой дивизиона, набрав больше всех очков в гостях. И худшей – по итогам домашних игр. С ходу завоевать путевку в старший класс не удалось. Но о возможностях той команды весьма наглядно говорит победа в 1/16 Кубка России над столичным «Торпедо». Тренер автозаводцев Валентин Иванов после матча сказал тогда: «Мы по игре уступили команде, которая украсила бы высший дивизион».

В межсезонье Кучеревский опять пошел на кардинальную перетасовку состава. Да еще в три раза уменьшил количество бразильцев, оставив лишь Андрадину, Даниэла, Карлоса. Потом еще к ним присоединился обрусевший Самарони, поигравший практически во всех московских клубах высшей лиги.

Несмотря на революционные преобразования, и на заверения, что большое дело продолжает делаться, в чемпионате дела у нового подбора футболистов опять не заладились. «Арсенал» кувыркался, и это привело к отставке Кучеревского. Как говорят, за месяц Кучеревский тогда написал три заявления об увольнении, но Соколовский его не отпускал.

Расставание прошло не очень красиво. Евгений Мефодьевич еще долго по делу, не по делу рассказывал о том, как ему тяжело было в Туле, как не платили денег, хотя еще за несколько месяцев до этого утверждал совершенно иное.

Да и многие его решения в Туле выглядели несколько странными. Чего стоит только история с категоричным увольнением капитана команды Владимира Федотова, нынешнего главного тренера «Сочи», после хоккейного счета в Димитровграде – 4:5, причиной которого стали как раз претензии к игре бразильцев.

– Я собирался остаться в клубе, – рассказывал все в том же интервью «Советскому спорту» Дмитрий Кузнецов. – Но тут раздается звонок главного тренера Кучеревского. Он говорит: «Лучше не жди понапрасну своих денег, а пытайся найти команду. Я и сам собираюсь уходить, ищу варианты на Украине». А через день узнаю: Кучеревский продлил контракт с «Арсеналом».

Отношения с игроками были другие, совсем другие. На смену проверенным советским маклям приходило новое мышление, футболисты уже знали себе цену, оправдывать которую, однако, не всегда удавалось. Вспомнить хотя бы октябрьскую игру 1998 года с нижегородским «Локомотивом», в которой железнодорожникам победа была нужна кровь из носу. Фактически в буквальном смысле. Перед той игрой ходили разговоры, как криминальные опекуны команды Нижнего Новгорода стараются обеспечить необходимый в Туле победный результат. Перед самым матчем вдруг исчез из города один из лидеров «Арсенала» – Игорь Корниец. Да так исчез, что обнаружился лишь чуть не год спустя, и то на Украине. Однако команда, в которой играли чемпионы СССР и России Рамиз Мамедов, Дмитрий Кузнецов, незабываемые бразильцы и многие другие была просто выше любых договорняков, и победила 2:0. Хотя у «Арсенала», в отличие от гостей, шансов на выход в высшую лигу уже практически не оставалось.

Помнится, после матча кто-то из приехавших на игру москвичей стоял под трибуной с представителями тренерского штаба «Локомотива» и только руками разводил: «А что вы хотите… Там (в смысле в «Арсенале») люди, столько повидавшие в футболе…» Очень они были расстроены этими совсем не входившими в их планы 0:2.

Да и бразильцы оказались не столь управляемы, хотя их профессиональные качества сам Кучеревский неоднократно ставил в пример россиянам. Задолго еще до августовского кризиса, и памятных баек про то, как в Туле не платили зарплату, «Арсенал» начал кувыркаться в чемпионате, теряя очки на ровном месте. Теряя, причем, в домашних матчах. Финалом чего стала памятная игра с саратовским «Соколом», в которой после первого тайма хозяева опять проигрывали. Как рассказывают, в перерыве, зайдя в раздевалку, Кучеревский, не говоря ни слова, со злостью залепил первый подвернувшийся под руку стакан в стенку. Игроки едва успели головы убрать, а осколки полетели по всем углам. Подействовало. Тот матч на жилах команда свела вничью – 1:1.

А через полтора месяца случился дефолт. И бразильцы бросались бутсами, отказывались выходить на тренировку, не понимая, как это так, что по всей стране вдруг исчезли нефтедоллары, положенные им по контракту. Ровно через год, уже при Буряке, бастовали россияне, требуя срочно вернуть заработное непосильным трудом, а вот бразильцы продолжали играть, объясняя, что у клуба и прежде были перед ними долги, но они всегда погашались. Впрочем, это совсем другая история.

Но что было не отнять, и за что прощались даже самые невероятные проигрыши, – Игра. Именно так – с большой буквы. Дома, при переполненных трибунах, наши бразильцы действительно творили подчас чудеса. Не оставили камня на камне от обороны казанского «Рубина» и только набиравшего силу махачкалинского «Анжи». А феерические 4:1 в мороз, с бразильцами, которые вышли на матч в футболках с короткими рукавами, и хет-триком Андрадины в заключительной игре года с «Металлургом» из Липецка! Рамиз Мамедов, возвращенный в сборную страны из первой лиги, а именно – из «Арсенала». Заполненные почти под завязку на каждой игре трибуны. Разве можно забыть зрительский ажиотаж тех сезонов? В московских газетах все происходящее на нашем стадионе всерьез сравнивали тогда с обстановкой испанского чемпионата.

Это – было.

И тем, кто это не видел, можно только посочувствовать.

После Тулы Евгений Кучеревский почти был принят на работу в элистинский «Уралан», поработал главным тренером волгоградского «Ротора» и «Торпедо-ЗИЛ», вернулся в «Днепр». В Днепропетровске перед ответным матчем с «Гамбургом» произнес одну из своих легендарных фраз: «Загоним этих фрицев за Бранденбургские ворота!». Однако ничего похожего с красивой тульской историей уже не случилось.

26 августа 2006 года Кучеревский ехал со своей дачи на матч дублеров днепропетровского «Днепра». «Мерседес» под его управлением выехал на встречную полосу и столкнулся с МАЗом. Бампер грузовика пробил двери автомобиля, шансов выжить у Кучеревского не было. Несмотря на то, что врачи оперативно оказались на месте ДТП, спасти тренера медики не смогли. Не приходя в сознание, он скончался в областной больнице. По одной из версий, за несколько секунд до аварии у Кучеревского случился микроинфаркт.

Сразу после этой трагедии, перед матчем в Москве со «Спортакадемклубом» (кто теперь помнит об этой команде), руководство «Арсенала» обратилось к хозяевам с просьбой начать матч минутой молчания – в память о погибшем в автокатастрофе в Днепропетровске Евгении Кучеревском. Однако получило категорический отказ.

Вот такая история.

Фото: Владимир Гончаров

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle