• Курсы валют:
      USD 92.51
      EUR 98.91
24.08.2018

От модели — к планеру, от планера — к самолету

В городе Адажи (Латвия) прошел этап Кубка Мира по авиамодельному спорту в классе F-2D.

В результате двухдневной напряженной борьбы в личном зачете спортсмены Федерации авиамодельного спорта Тульской области, обойдя экипажи из Украины и Москвы, завоевали золото. В их числе — мастер спорта международного класса Юрий Моисеев.

В интервью «Центру 71» авиамоделист рассказал о пути к заветной победе и о том, как его детское увлечение переросло в дело жизни.

В круг авиамоделистов приняли не сразу

Свой путь в авиамодельном спорте Юрий Моисеев начинал в кружке алексинского Дома пионеров.

- Я увлекся этим спортом в 1981 году. На перемене в школе я увидел много сверстников, увлеченно обсуждающих простейшую модель планера. Я попытался поинтересоваться, но меня не приняли в свой круг сразу, - вспоминает Юрий Моисеев.

Однако Юрий был настойчив и решил записаться в авиамодельный кружок. Но и тут чуть было не потерпел неудачу. В начале учебного года не оказалось свободных мест.

- Но мой учитель Николай Николаевич Борисов дал мне шанс, - делится спортсмен. - И через пару недель я уже был в числе юных авиамоделистов. Благодаря учителю мы изучили теорию построения модели, историю авиации, способы обработки различных материалов, научились работе с композитами и многому другому, так необходимому просто в быту. Моя первая модель до сих пор хранится в Доме детского творчества. Конечно, у нас не было доступа к передовым материалам в то время. Липа, дюраль, пенопласт - это практически все, что мы могли использовать. Однако нам удалось войти в число призеров чемпионата области.

Мечта о покорении неба

По мере взросления Юрия не покидало желание пересесть за руль настоящего самолета. Как и многие мальчишки, он мечтал быть военным летчиком. Но судьба распорядилась по-другому. В 1991 году произошел распад СССР.

- Впоследствии я стал механиком экипажа и полюбил работу с двигателями и авионикой моделей (комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов — прим. ред.), - рассказывает авиамоделист. - В 90-е мы с коллегами создали свой спортивный клуб, привлекли преподавателей, и дело пошло. Сегодня региональная федерация взаимодействует со всеми спортивными клубами и кружками авиамоделирование в нашем регионе.

Проблемы со специфическим багажом

Благодаря авиамодельному спорту Юрий Моисеев вместе с российским экипажем побывали в разных частях света.

В Австралии запомнился не только напряженный соревновательный процесс, но и местный колорит. Здесь запросто можно было встретить экзотических представителей фауны - кенгуру, опасных насекомых, змей. А стартовая площадка и вовсе находилась на территории национального парка.

В памяти спортсмена свежи и воспоминания о чемпионате мира в США. Хозяева чемпионата, действующие на тот момент чемпионы, делали все для новой победы. Но в результате весь пьедестал оказался российским. А туляки завоевали золото в командном зачете. Различие ментальности спортсмены также ощутили в аэропорту. У авиамоделистов возникли некоторые проблемы с специфическим багажом.

Нелетная погода

Этап Кубка Мира в Латвии проходил на территории аэродрома малой авиации. По словам спортсмена, площадка была отлично подготовлена для проведения турнира, имелась вся необходимая инфраструктура. Единственное, что омрачало соревновательный процесс - это нелетная погода. Во время стартов то и дело местами заряжал дождь, дул порывистый ветер, а солнце скрылось за тучами. Несмотря на это, удача оказалась на стороне спортсменов. Тульские авиамоделисты взяли золото.

Во время соревнований у наших земляков выдалась свободная минутка для того, чтобы осмотреться, хоть и мельком.

- У нас, как правило, нет времени подробно знакомиться с местными достопримечательностями. Нам удалось только заглянуть на пару часов в старую Ригу, - рассказывает спортсмен. - Приятно удивило большое количество местных жителей, говорящих даже между собой на русском языке. Хотя в городе нет ни одной вывески или указателя на нем. А вот дороги нас огорчили. Качество ниже среднего.

После этапа Кубка мира в Латвии тульские спортсмены приняли участие в чемпионате России. Состязания проходили в Тюмени. Но, к сожалению, спортсмены заняли лишь четвертое место.

- Чемпионат России — это одни из самых главных стартов сезона. Для участия в нем необходимо иметь определенный рейтинг в турнирной таблице Кубка России. А это совсем непросто, - объясняет авиамоделист. - И конечно, все региональные спортивные федерации стремятся обеспечить участие своих региональных сборных команд. В связи с этим и конкуренция очень серьезная. Чемпионат России - это турнир, где встречаются все сильнейшие экипажи страны.

Настройка двигателей «с нуля»

Сейчас, имея большой опыт за плечами, Юрий Моисеев может рассказать о существенных различиях в российских состязаниях и соревнования, которые проходят в зарубежных странах.

- Прежде всего, в способности настроиться на результат в условиях, отличных от домашних турниров. Есть и некоторые технические отличия. Если на внутренних стартах каждый экипаж использует топливо из своих компонентов, то на чемпионатах мира и Европы каждый обязан использовать только топливо этого чемпионата. И в данном случае настройка двигателей происходит «с нуля», - говорит Юрий Моисеев. - Время при этом очень ограничено. Здесь и требуются опыт и мастерство. Это уже и психология, если хотите. Ведь соперники тоже настроены на результат. Конечно, отличаются и климатические условия, влажность, атмосферное давление. Все это, безусловно, вносит свои коррективы. 

В сезон - от 60 до 100 моделей

Роль первой скрипки в соревнованиях играет авиамодель. Как правило, ее разработка и строительство происходят в период спортивного межсезонья, в октябре-марте каждого года. Количество моделей зависит от спортивного календаря спортсмена. В среднем каждый экипаж (пилот и механик) готовит к сезону 60-100 моделей и порядка 10 двигателей для них.

- Спортсмены не покупают свои авиамодели. Каждая модель изготавливается спортсменом под себя. У каждого свой стиль пилотирования и требования к модели самолета. Количество моделей зависит от спортивных планов. Их может быть и 20 и 100. Но к концу сезона моделей может совсем не остаться. Воздушный бой этим и отличается, что модель не всегда долго живет, - поясняет Моисеев. - При этом авиамодельный спорт, как и все технические виды, довольно затратен. Необходимо постоянно ремонтировать и обслуживать двигатели. Многие материалы поставляются из-за рубежа. В нашем спорте - более 40 классов моделей. Каждый класс принципиально отличается от других. В нашем регионе, благодаря поддержке губернатора, правительства и профильного комитета, мы имеем возможность участвовать в чемпионатах и приобретать необходимые материалы и двигатели для авиамоделей. Благодаря этому региональная федерация имеет возможность поддерживать развитие авиамодельного спорта в нашем регионе.

Дело, которое по душе

Начинающим авиамоделистам Юрий Моисеев дал главный совет:

- Начать необходимо с мысли о том, что навыки, полученные в процессе обучения, пригодятся в жизни в любом случае. А если это вам по душе, то «от модели - к планеру, с планера - на самолет».

Автор: Власова Мария

Комментарии для сайта Cackle