• Курсы валют:
      USD 92.13
      EUR 98.71
23.06.2017

Позиция «ОПОРЫ РОССИИ» по вопросу применения ККТ нового образца

Данная позиция утверждена правлением организации.

Принятый Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ предусматривает поэтапный переход субъектов предпринимательской деятельности на применение контрольно-кассовой техники с функцией передачи данных о совершенных операциях в налоговые и иные государственные органы. Согласно закону, до 1 июля 2017 г. должны перейти на новые кассовые аппараты те предприниматели, которые ранее применяли ККТ старого образца (с ЭКЛЗ). До 1 июля 2018 г. кассы должны установить те, кто сейчас освобожден от необходимости их применять (плательщики ЕНВД, ИП на патентной системе налогообложения и пр.).

В рамках «первого» этапа до 1 июля 2017 г. должны быть перерегистрированы 1,2 млн. касс, в рамках «второго» этапа до июля 2018 г. должны быть установлены или модернизированы порядка 2,5 млн. касс.

«ОПОРА РОССИИ» отмечает, что внедрение онлайн-касс создает новые возможности по использованию электронных сервисов субъектами предпринимательской деятельности, применяющими контрольно-кассовую технику, при ведении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. За счет создаваемых реформой возможностей бизнес может улучшить собственные технологии по управлению активами и персоналом. Вместе с тем проводимая реформа затрагивает миллионы хозяйствующих субъектов, которые несут существенные расходы по покупке и установке онлайн-касс. «ОПОРА РОССИИ» проанализировала вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности в ходе реформы.

«ОПОРА РОССИИ» обращает внимание на следующие проблемы.

Налоговый вычет

На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект Федерального закона №18416-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017-2019 годов», которым вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных. При этом размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 тыс. рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым предусмотреть в законопроекте следующие положения: предоставление налогового вычета не только индивидуальным предпринимателям, но и юридическим лицам на ЕНВД по всем применяемым кассам. Несправедливо предоставлять вычет ИП с большими оборотами и не делать этого для юрлиц с маленькими оборотами; возможность переноса вычета на другие налоговые периоды (сейчас предприниматель на патенте, уплачивающий патент меньше 18 тыс. руб., не сможет полностью вычесть затраты на кассы).

Бессрочность ЕНВД

«ОПОРА РОССИИ» отмечает, что благодаря позиции нашей организации действие ЕНВД было продлено с 2018 г. до 2021 г.
В связи с тем, что государство имеет возможность видеть оборот, проходящий через кассу, в системе ЕНВД, необходимо сделать этот режим налогообложения действующим бессрочно.

Освобождение ИП на патентной системе налогообложения от обязанности применять ККТ

В настоящее время патентная система налогообложения распространяется на 63 вида деятельности, субъекты Российской Федерации имеют право конкретизировать данный перечень. Суть патентной системы налогообложения заключается в уплате индивидуальным предпринимателей определенной фиксированной суммы (патента). Применение ККТ такими ИП нецелесообразно. Введение новых требований к контрольно-кассовой технике не повлияет на собираемость налогов с данной категории налогоплательщиков.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым исключить необходимость применения ККТ для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих патентную систему налогообложения.

Несовместимость программного обеспечения с новой контрольно-кассовой техникой, дороговизна новых программ
Адаптация программ для новых моделей ККТ еще не завершена, появляющееся программное обеспечение стоит дорого. В связи с требованием законодательства об отражении в кассовых чеках всей номенклатуры проданных товаров, хозяйствующие субъекты вынуждены приобретать дорогостоящее программное обеспечение, позволяющее оптимизировать бизнес-процессы, связанные с выполнением этого требования.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым проведение мониторинга хода адаптации и стоимости программного обеспечения со стороны ФНС России и ФАС России.

Вывод:
В настоящее время в рамках «первого» этапа, который реализуется в активной фазе с февраля 2017 г., в налоговых органах зарегистрировано менее 30% онлайн-касс от общего «парка» касс, подлежащих перерегистрации. Предприниматели повсеместно сталкиваются с дефицитом касс, фискальных накопителей и специалистов по техническому обслуживанию. В рамках «второго» этапа к 1 июля 2018 г. должно быть перерегистрировано как минимум в 2 раза больше касс. При этом новые кассы должны быть установлены теми субъектами предпринимательской деятельности, кто сейчас не обязан их использовать, что может вызвать еще больше проблем. В данный момент не разработаны технические решения для использования онлайн-касс отдельными категориями хозяйствующих субъектов (например, в вендинговой торговле).
Поскольку речь идет о существенных затратах для 2,5 млн. субъектов предпринимательской деятельности, «ОПОРА РОССИИ» считает необходимым по итогам анализа реализации «первого» этапа реформы определить круг хозяйствующих субъектов, обязанных применять онлайн-кассы, и сроки реализации «второго» этапа.

Сроки поджимают…
Информатизация предприятий розничной торговли вышла на финишную прямую. Согласно требованиям ФЗ, до 1 июля 2017 года организации (магазины, гипермаркеты, аптеки, заведения общепита, АЗС и др.) и ИП на ОСНО, УСН и ЕСХН должны будут в режиме реального времени передавать информацию о продажах на серверы налоговой службы через оператора фискальных данных (ОФД). Также по просьбам покупателей кассиры обязаны будут высылать электронные версии чеков на личные электронные адреса и мобильные телефоны.

В содержании такого чека как раз и кроется основной смысл реформы. Чек должен будет отражать полную информацию о продавце, кассе, дате, времени и форме расчета, наименовании товара и его стоимости с учетом НДС. Таким образом, предприятия розничной торговли от учета текущих продаж переходят к полному товарному учету, позволяющему более эффективно выстраивать работу торговой точки: производить детальный анализ продаж, планировать закупки, отслеживать остатки денежных средств и продукции на складе.
Обновление нацелено не просто на модернизацию кассового оборудования, а в первую очередь на изменение самого подхода к сбору, обработке, анализу и хранению фискальной информации. Розничная торговля переходит на юридически значимый электронный оборот. Это значительный шаг на пути продвижения к цифровой экономике.

Однако реформа проходит не так гладко, как хотелось бы. Из-за наблюдавшегося ранее дефицита онлайн-касс и фискальных накопителей далеко не все, кто обязан перейти на онлайн-кассы до 1 июля, успевают это сделать. Учитывая общую динамику перехода, а также задержки с поставками ККТ и фискальных накопителей, Минфин решил не штрафовать предпринимателей, заказавших оборудование нового образца, но не получивших его в срок. Заключение и оплата договора на поставку онлайн-ККТ расценивается как свидетельство того, что предприятие приняло все меры для соблюдения требований. До момента поставки такие организации и ИП смогут продолжать работать на аппаратах с ЭКЛЗ.
Что касается предприятий, которые до 1 июля не позаботятся даже о заказе касс или фискальников, то им придется либо заморозить бизнес, либо заплатить штраф: в размере от 10 000 руб. до 1/2 суммы выручки – для ИП, и от 30 000 руб. до полной суммы выручки – для юридических лиц.

Разумеется, как и у каждого правила, тут есть свои исключения:
➜ Годовую отсрочку получили предприятия на ЕНВД, патентной системе налогообложения, владельцы торговых автоматов и организации, оказывающие услуги населению. Они должны будут внедрить новые онлайн-кассы или автоматизированные системы для бланков строгой отчетности до 1 июля 2018 года.
➜ Полностью освобождены от требования применять ККТ нового образца ярмарки, рынки, газетные киоски, уличные ларьки, автоцистерны с молоком, палатки «Ремонт обуви», «Изготовление ключей», церкви, няни, сиделки и т. д.
➜ Частично от обязанности применять онлайн-ККТ освобождены предприятия, расположенные в 3274 малых населенных пунктах Тульской области, не имеющих доступа к высокоскоростному интернету.

Напоследок хотелось бы добавить, что многие модели касс с ЭКЛЗ поддаются доработке до онлайн-ККТ. Уточнить возможность апгрейда можно у завода-изготовителя. Если доработка возможна, достаточно лишь приобрести комплект модернизации, фискальный накопитель и обратиться за услугами авторизованного сервисного центра фирмы-производителя оборудования.

Комментарии для сайта Cackle