Новость дня Культура

Две жизни героя и писательский подвиг автора

Игорь Копытов
19.04, 11:36

Александр Лапин завершил сюжет своей книги «Крымский мост» романом  «Копье Пересвета», подводя черту в многофункциональной «Руссиаде»

В издательстве «Вече» выходит дилогия Александра Лапина под названием «Две жизни», состоящая из романов «Крымский мост» и «Копье Пересвета», которые ранее публиковались в отдельности (возрастное ограничение – 16+). Роман «Крымский мост» был впервые издан в 2019 году, тогда как «Копье Пересвета» ожидается в конце 2024 года. Объединенные в дилогию, эти произведения служат «литературным зеркалом», отражающим значимые исторические события. За короткий промежуток времени в жизни России и каждого из нас произошли события, которые кардинально изменили нашу жизнь, разделив ее на «до» и «после». Поэтому «Копье Пересвета» можно считать не только продолжением сюжета «Крымского моста», но и его историческим дополнением. Автор видит свою главную задачу в художественном осмыслении происходящих перемен, выполняя роль летописца.

К вершинам понимания – через испытания

В первом романе «Крымский мост» главный герой, Олег Мировой, предстаёт перед читателями как успешный бизнесмен с либеральными взглядами, которые он воспринимает как неизменную реальность новой России 2000-х годов. Он полностью интегрирован во властно-бизнесовую структуру, с её не всегда привлекательными аспектами. Это делает его успешным и вызывает естественную зависть. С этого момента начинается «роман-путешествие в пространстве, времени и самом себе» (такое определение жанра даёт сам автор).

Первая часть книги представляет собой путешествие героя на роскошном лайнере вокруг Европы. На самом деле, оно наполнено глубокими смыслами и историческими фактами: это «путешествие» по «великой дуге истории» либерализма, вплоть до его идейного ядра – масонства и корней – ордена тамплиеров, которые раскрывают глубину данной идеологии, фактически выступающей как религия. В поисках жизненной сути главный герой оказывается на прародине истинных ценностей – в Греции, на Святом Афоне, где ему открываются откровения на святой горе.

Во второй части повествования развертываются бурные события: Майдан в Киеве; флешбэки в начало 1990-х, когда Мировой, будучи морским офицером, стал свидетелем драматических событий раздела Черноморского флота с Украиной; крах его бизнеса; серьезная авария... В итоге происходит полная смена парадигмы: отказ от прежней жизни и статуса в обществе, начало новой жизни (включая смену фамилии на Миров), активное участие в событиях Крымской весны и «возвращение в родную гавань», к своим истинным ценностям.

Таким образом, содержание романа пронизано символизмом, где «Крымский мост» – это не просто название знакового сооружения, а символ перехода из одного мира в другой, который мы все пережили в 2014 году: из либерального мира – к своей истинной сущности, в мир собственных ценностей.

Вторая часть дилогии, роман «Копье Пересвета», также представляет собой символическое путешествие. Следуя традиции, автор вновь отправляет своего героя на круизном лайнере, но теперь по рекам России. На самом деле это не просто путешествие по стране, а совместная с Россией экскурсия по её истории. Писатель не избегает сложных моментов прошлого, но каждая страница книги пронизана любовью и сопричастностью к судьбе Родины. По «великой дуге русской истории» (так называется одна из частей романа) он незаметно проводит читателя через ключевые события, раскрывая образы людей, их вершивших.

Как указано в аннотации: «По следам древнего символа праведной победы – копья Пересвета – главный герой романа Олег Миров пройдет от одной русской святыни к другой – Валаам, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, Дивеева пустынь. Он будет внимательно изучать страницы нашей истории: гибель царевича Димитрия в Угличе, важный момент в судьбе Володи Ульянова в Симбирске-Ульяновске, создание «запасной столицы» в Самаре-Куйбышеве и ядерного щита в Сарове-Арзамасе-16. И, наконец, он окажется в горящем Мариуполе – в центре событий, происходящих на наших глазах».

Весь ход повествования подчеркивает, что эти исторические вехи сформировали нас такими, какие мы есть. Собственно, «Копье Пересвета» представляет собой взгляд на современные события через призму времени. И лишь пройдя через испытания, мы можем подняться к вершинам истины.

Главные герои – идеи и смыслы

По своей форме «Две жизни» представляют собой своеобразный исторический травелог, аналогично заметным произведениям последних десятилетий, таким как «Лавр» (18+) и «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» (16+).

Дилогия также обозначена подзаголовком «Роман – путешествие в пространстве, времени и самом себе». Что касается пространственного и временного перемещения, это уже было упомянуто. Духовное «путешествие в самом себе» является архетипичным для нашей великой литературы. Если заменить «Крымскую весну» на «Бородино» и «плен в горящем Мариуполе» на плен в горящей Москве 1812 года, перед нами предстанет одиссея Пьера Безухова, включая его посвящение в масоны. Это «совпадение» лишь подтверждает масштаб духовных и социальных изменений, через которые проходит наша страна и народ, а также значимость труда Лапина, посвятившего более двух десятилетий своей литературной деятельности отражению грандиозных исторических событий на рубеже ХХ – ХХI веков.

Важно отметить, что в «Крымском мосте» и особенно в «Копье Пересвета» ярко проявилась новая ступень эволюции художественных средств и методов, используемых автором. Эту эволюцию можно проследить, поскольку в 2024 году «Вече» переиздаст ранние работы Александра Лапина, созданные в 1980-х, а также выпустит собрание его избранных сочинений.

В ранних произведениях писателя и в первых романах его зрелого периода акцент делается на человеческих характерах и чувствах, мотивах и внутренних конфликтах персонажей, их ярких психологических портретах, атмосфере и настроении. Особое внимание уделяется реалистичным описаниям природы, наполненным авторскими эмоциями. Горные реки, бескрайние степи – они тоже как будто становятся героями, наделенными собственными судьбами.

Однако с каждым новым романом темп повествования ускоряется, язык становится более лаконичным. Избегаются отвлекающие художественные детали, а пейзажные зарисовки сводятся к минимуму.

Во время создания романа-эпопеи «Русский крест» (16+) главными героями становились не конкретные персонажи, а социально-политические процессы, их эпохальный размах и динамика в стране с конца 1970-х до начала 2010-х. Автор словно ускоряется, чтобы успеть донести до нас что-то важное.

И вот в «Копье Пересвета» мы наблюдаем новую вершину эволюции художественных средств. Если сравнить их с изобразительным искусством, то вместо «европейской живописи раннего Возрождения», которая была направлена на эмоциональное воздействие и передачу исторического контекста, автор предлагает нам русскую «иконопись», где каждый персонаж внешне лаконичен, но наполнен глубоким символическим значением. Главными героями становятся идеи и смыслы, а в основе сюжета – их диалектическая борьба и развитие. 

Философский трактат в художественном формате

Эти произведения завершают переход писателя в совершенно иную ипостась. Александр Лапин предстает перед нами не только как художник, но и как политический философ, что не исключает увлекательного сюжета с насыщенными эмоционально фактами из истории и стилистического разнообразия.

Если рассматривать дилогию как единое целое, она представляет собой метафилософский трактат, оформленный автором в форме художественного полотна. Это действительно единое закольцованное путешествие по спирали исторического маршрута: от объединения против Орд (символ – Пересвет) – к великой евразийской державе XIX – XX веков; затем, в недавние 90-е, – снова к полупериферии, теперь уже либерального мира; и ныне снова, через экзистенциальные испытания, – назад к самим себе, к «самобытной стране-цивилизации». Путь, который ещё далек от завершения, раскрывает перед нами автор. В конце книги он обозначает его направление как движение в новую эру. Эру творческого подвига.

А теперь главный вопрос: почему и что спешит донести автор? Для тех, кто следит за его творчеством и публицистикой, есть один аспект, который вызывает особое внимание: высказывания Александра Лапина часто имеют провидческий характер.

Примеров достаточно. В 2014 году он назвал Крым камешком, попавшим под колесо истории, которая после этого изменила свое направление. Кто тогда мог предсказать такие последствия Крымской весны, как 2022 год и начало новой мировой «тридцатилетней войны»?

Более десяти лет назад, задолго до первых успехов генеративного ИИ, он начал «проповедь» своей «религии творчества», утверждая, что человек должен стать творцом, чтобы сохранить свой вид. И лишь два года назад это стало очевидным как для мыслителей, так и для обывателей.

Необходимость создания действительно новой религии для человечества, вступившего в эру утраты онтологического фундамента в виде и традиционных, и квази-религий (социализма, национализма и последней из них – либерализма) и подошедшего к периодам «войны всех против всех», уже не кажется такой неочевидной.

Пророк в своем Отечестве?

Что касается нашей страны, гораздо важнее высказывания Лапина о характере общественных и социальных явлений, происходящих сейчас, о том, куда все это движется и чем может закончиться.

Например, весной 2022 года писатель образно сравнил нынешний период с Куликовской битвой, когда разрозненная страна начала обретать единство именно на почве борьбы за свою независимость. Как и тогда, враг все еще силен, и процесс будет долгим, состоящим не только из побед и движения вперед. Но теперь мы, наконец, встали на этот путь, и у страны уже есть опыт такого пути.

Эта точка зрения автора в последние месяцы также была подтверждена в работах специалистов, находящихся на переднем крае исследований современной политики и международных отношений. Результаты их изысканий на стыке нескольких наук показывают, что геополитическое поведение современной России, её внешнеполитическая стратегия имеют глубокие корни, заложенные в XIII – XV веках.

Тут трудно не задаться вопросом, какие ещё пророчества предложит нам писатель? Можно только гадать. В последние годы его занимает тема Касимовского царства и Симеона Бекбулатовича (что кажется неожиданным на первый взгляд). Но учитывая уникальность этого государства (иноверцы и бывшие заклятые враги), ставшего форпостом и одной из составляющих военной мощи Руси, можно предположить, что автор уже ищет варианты ответа на вопрос, как нам выстраивать отношения с соседним враждебным государством после завершения СВО.

Или очередной экскурс Лапина в историю – тема «всесильного наркома» в романе «Страсть и бомба Лаврентия Берии» (16+). Вроде бы, чем она интересна сегодня? Хотя, если посмотреть внимательнее, что может быть актуальнее: молодой (сорока с небольшим лет) человек, не ученый, не инженер – управленец, разворачивающий грандиозный атомный проект, создающий успешные стартапы (ОКБ – «шарашки»), формирующий научно-техническую базу, кадры, технологии, организационные структуры, обеспечившие России приоритет в мирном атоме и достижения в космосе (Берия запустил с нуля несколько отраслей, обеспечивших главные достижения страны до сих пор). Ничего не напоминает? Конечно, подзаголовком книги о Берии мог бы стать «Последний Илон Маск Российской Империи». Маску (также совершившему революцию в космической и энергетической отраслях, и тоже неоднозначной исторической фигуре) через несколько месяцев исполнится 54 года, именно столько прожил Берия. Интересно, как будет развиваться эта альтернативная история.

Повторить уже не получится

Безусловно, Лапин не является пророком и провидцем. Просто он обладает природным даром охватывать всё происходящее, анализировать и точно описывать вектор дальнейшего движения. Возможно, эта способность и дар предвидения подгоняют его, заставляя скорее делиться с нами тем, что открыто только ему. Это и есть главный долг его жизни, побуждающий его писать книгу за книгой на протяжении многих лет.

На самом деле, свой долг как писатель Лапин уже выполнил. Его эпическое полотно «Русский крест» и последующие романы одноименной серии, ставшие сагой о его поколении, раскрывают перипетии и повороты человеческих судеб в контексте исторических событий с 70-х годов XX века и до наших дней. Автор через судьбы своих персонажей осмысливает судьбу страны. Это был огромный литературный труд, можно сказать, писательский подвиг, который уже невозможно повторить никому из поколения, прошедшего через эту эпоху (даже по возрасту нет автора, способного создать такую эпопею, насчитывающую около двадцати романов и публицистических книг).

Единственным, пожалуй, писателем, который проделал подобную титаническую работу, можно считать Виктора Пелевина (ежегодно выпускающего по одному роману согласно издательскому контракту). Пелевин – это антипод Лапина. Но масштаб их литературного труда, постоянные мировоззренческие диалоги, на которые ложится основная смысловая нагрузка, темы политики, философии, самой организации постсоветской жизни, увлеченность буддизмом, восточными религиями и эзотерикой – все это, скорее, объединяет два полных антипода.

Объединяет даже дар пророчества (не случайна же шутка: «Российская действительность развивается по следам книг Пелевина»). Теперь остается только узнать, творчество какого из этих двух современных авторов окажется более востребованным через десятки лет, когда наши потомки попытаются понять, что же на самом деле представляли собой люди и российское общество конца ХХ – начала ХХI веков.

Скорее всего, это будет творчество обоих. Это как два наиболее значимых русских произведения прошлого века – «Тихий Дон» (18+) и «Мастер и Маргарита» (16+), где Шолохов выразил масштабные изменения, происходившие в традиционно-общинном сознании, а Булгаков – в модернистско-городском. Так и тут: стилистически и содержательно в книгах Лапина отражается мировоззрение традиционного большинства, тогда как Пелевин показывает постмодернистскую картину мира горожанина третьего поколения. Благодаря этому они в своих эпических циклах создают взаимодополняющую картину нашего общества.

Но произведения Лапина охватывают целое столетие драматической истории России. Весь цикл своих романов автор называет «Руссиадой» (и у читателей скоро появится возможность получить полное издание, выстроенное в хронологическом порядке). А «Две жизни», с которых мы начали этот разговор, становятся его блестящим завершением. 

Александр ВЕЛИГОНЕНКО

16+
 


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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
Партнёрские новости
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