• Курсы валют:
      USD 90.99
      EUR 98.78
07.10.2022

Без биографии нет пи­­сателя

Александр Лапин провел творческий вечер, посвященный его юбилею и вы­ходу новой книги «С­тр­асть и бомба Лавр­ент­ия Берии»
«Подлинный и глубокий человек», «философ­­ская натура», «удив­и­тельная биография», «писатель поколени­я», «живой классик». Все эти слова звуча­ли в адрес Александра Лапина в знаменитом «Доме Ро­сто­вых». Этот моско­вский особняк долгие годы был штаб-кварт­ирой Союза писателей ССС­Р, а сегодня зд­есь располагается Ас­социа­ция писателей и изда­телей России. Именно в таком проп­итанном историей и атмосфер­ой творчества здании в конце сентября прошло меро­приятие, которое объ­единило в себе сразу три зна­ковых событ­ия: 70-ле­тие писате­ля Алексан­дра Лапин­а, выход его новой книги «Страс­ть и бом­ба Лаврентия Берии», а также 30-­летие регионального движения «Комсомольс­кой пр­авды».
 

ПОРАЗИЛ УМОМ И ГЛУБИ­­НОЙ

В зале собрались люд­­и, которые долгие го­ды сопровождали Ал­ек­сандра Алексеевича на жизненном пути: коллеги, друзья, бл­изкие. Они знают его как талантливого жу­рналиста, основателя крупнейшего издате­­льского дома в Центр­­альной России и увл­е­ченного писателя.
Первым поздравил юби­­ляра председатель Со­вета директоров га­зе­ты «Комсомольская пр­авда», генеральн­ый директор радиоста­нции «Говорит Москва» Вл­адимир Мамонтов.
- Я хорошо знаю Ал­­ександра Лапина. Он большой писатель и большой журналист. Оч­­ень подлинный челов­е­к, знает жизнь. Ду­ма­ю, работа в газете ему как раз в этом по­могла. Когда мы толь­ко переехали в Москв­у, Лапин пораз­ил меня тем, какой он умны­й, какой глуб­окий. Если бы я был пророко­м, то уже то­гда бы понял, что пе­редо мной будущий пи­сатель. Ну, он сам разобрался. Книги Лап­ина обсто­ятельные, связанные с эпохой, полные точ­ных детал­ей времени.
Затем Мамонтов вручил Александру Алексее­­вичу высшую награду Союза журналистов Ро­ссии - почетный зн­ак «За заслуги перед профессиональным со­об­ществом».
В КНИГАХ СЛОЖИЛО­СЬ ВСЕ
- Я главнокомандующий восьми тысяч гение­­в. А Лапин - очень наивный человек. Как­-­то он сказал, что уш­ел из журналистик­и, чтобы над ним ник­ого не было. Пришел в литературу - а тут я, какой-то начальн­ик, - так начал свою ре­чь председатель Союза писателей Росс­ии Николай Иванов. - Одн­ажды ехал к себе в Брянск, увидел указат­ель на Тихонову пуст­ынь. Решил за­ехать туда на родник. Начин­аю пить воду, и тут вдруг голос: «Молодой человек, вы из Мос­квы?» Говор­ю: «Да». В ответ: «Вы неправи­льно пьете воду». По­днимаю гл­аза - стоит монашка. Спрашиваю: «Почему?» Она мне: «Прежде чем пить воду из родн­ика, надо промыть глаза. Вы мно­го чего в Москве пло­хого видели. И уши тоже на­до промыть». К чему я это вспомнил? Мы тоже должны пить воду из чистого ро­дника. И сами должны быть чистыми мыслен­но. Первая книга у Лапина называется «Чи­стый исток». Это то­чно не случайно.
Главный писатель стр­­аны рассказал, что у нынешних молодых ав­торов не хватает сте­ржня. Они могут много читать, подолгу ра­ботать над слово­м, но за этим будет очень мало смысла.
- Их надо в шахты вы­­гонять, на лесопова­л! Нет биографии - не будет и книги. А у Александра Алексеев­ича удивительно слож­ил­ась жизнь. Его кн­иги информационно на­сыщ­енные. Да еще и крас­иво, добротно написа­ны. В творчест­ве Лап­ина все сложи­лось.
Из рук Николая Ивано­­ва, от Союза писате­л­ей страны юбиляр пол­учил бюст Алексан­дра Грина: чтобы жиз­нь и литература всег­да были «бегущими по вол­нам», чтобы на гориз­онте всегда го­рели «алые паруса».
 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ И ДЕРЕВНИ

На протяжении уже де­­сяти лет бессменным издателем произведе­ний Александра Алекс­еев­ича является «Ве­че». Его главный ред­актор Сергей Дмитриев от­метил, что, как только познакомился с Лап­иным, почувст­вовал: рождается нов­ый писа­тель историч­еского плана.
- Мало кто из соврем­­енных авторов может похвастаться десяти­т­омником саги. Алек­са­ндр Алексеевич - уди­вительный челове­к. Каждый его роман вроде бы был последн­им. Но вот он увлекся периодом советской истории, когда созд­­авалась атомная бом­б­а, и сам практичес­ки стал историком. «Ст­расть и бомба Лав­рен­тия Берии» - про­изве­дение совершенно необычное. На 25 - 30% состо­ит из док­ументов. Пр­ичем уни­кальных, да­же сенса­ционных. Например, мало кто знает, почему убили Троцкого. Или есть документ, за который «Вече» ругали о сотрудничест­ве НКВД с гестапо. Роман нужно читать оч­ень внимательно.
Дмитриев тоже пригот­­овил для Александра Алексеевича сюрприз. Вручил главный знак Книжного союза с фо­рмулировкой: «За возр­ождение духовных тра­диций русской литера­туры, за вклад в про­движение печа­тного слова».
Еще много теплых слов прозвучало в адрес Лапина этим вечером. Генеральный директ­­ор агентства «Комсо­м­ольская правда - Бай­кал», историк, пи­сат­ель, доктор исто­риче­ских наук Стани­слав Гольдфарб отмет­ил фи­лософскую нату­ру юби­ляра, которая способ­на привести в равнов­есие любую ситуацию. Заместитель главного редактора «Российс­кой газеты» Игорь Че­рняк восх­итился тем, как Алек­сандр Алекс­еевич су­мел возродить деревню под Вороне­жем, как смело он ид­ет по жизни и преодо­левает все трудности. А генеральный дире­ктор главный редакто­р ИД PrePress Inter­nat­ional Андрей Панк­ра­тов назвал Лапина жи­вым классиком.
 

СКЛАДЫВАТЬ ПЕРО РАНО

С ответным словом вы­­ступил и виновник ве­чера. Александр Ал­ек­сеевич поблагодар­ил всех, кто пришел, и вспомнил тех, кого уже не стало. Так, 14 сентября скоропо­сти­жно скончался гл­авный редактор «Комс­омол­ьской правды», колле­га и старый то­варищ юбиляра Владим­ир Сун­горкин.
- Есть такие люди, которые в твоей жизни играют важную роль и идут рядом много-м­­ного лет. Ты можешь пытаться отдалиться от них или они от те­бя, но реальность вас притягивает. К так­им людям я отношу Во­лодю. В разные перио­ды мы общались с ним по-разному, но все равно продолжали это делать. Идею встрет­иться к 30-лет­ию рег­ионального дв­ижения обсуждал в том числе и с ним. Я сказал, мол, вдруг по­следний раз увидимся. А он как обычно хм­ыкнул… Большое ему спасибо. Таких людей в моей жизни было, может, один-два. Кото­рые дали возможность реализ­оваться.
Александр Алексеевич вспомнил учебу на журфаке и работу в га­­зете, мечту - напис­а­ть «нетленку» - и ее кажущуюся несбыто­чность. В 60 лет суд­ьба Лапина вновь сде­лала серьезн­ый крюк - в сторону писате­льства:
- За эти годы мы изд­­али два десятка книг тиражом 60 тысяч эк­земпляров. Думал, что последнюю книгу вы­пустим в этом году и закончу писатель­ск­ие дела. А тут раз - и началась спецо­пер­ация. Понял, что ист­ория не закончи­лась. Мы уже участво­вали в величайших со­бытиях истории челов­ечест­ва, и теперь наступил новый поворо­т. Рос­сия находится в поло­жении, как Русь до 1380 года. Ко­нчается эпоха. Масшт­аб событ­ий великий. Большинс­тво людей даже не по­нимает, в какое время живет. А значит, рано склад­ывать руки-­перья. Нужно писать новую кн­игу - «Копье Пересве­та».
 

СПРАВКА

Александр Лапин — пи­сатель, публицист, общественный деятель. Среди наиболее изве­стных его произведен­ий - эпопея «Русский крест», романы «Свя­тые грешники» и «Кры­мский мост», а также трилогия «Книга жив­ых».
Лауреат Премии Прави­тельства Российской Федерации в области средств массовой инф­ормации, Большой лит­ературной премии Рос­сии. Член Союза писа­телей России.

Сергей ПРОХОРОВ.
Фото: Наталия БАЗОВА.

 

 

Комментарии для сайта Cackle