• Курсы валют:
      USD 92.01
      EUR 98.72
01.07.2021

Первый тульский шоумен

Это звание останется за Сергеем Железняковым навсегда и по праву. Певец, автор песен, ведущий праздников и различных мероприятий — можно еще долго перечислять, кем он был. Друзья же называли его коротко: человек-праздник

Этот человек знал все о музыке и тонкостях постановочной режиссуры. На творческом счету Сергея сотни концертов и корпоративов. Он был знаком почти со всеми звездами российской эстрады — от самых юных, победителей разных телешоу, до настоящих мэтров сцены. Сам же Железняков никогда не страдал звездной болезнью и не был помешан на собственном пиаре. Все, что он делал, он называл творчеством, а не бизнесом. Благотворительные концерты, множество ярких шоу, интересные проекты...Железняков везде оставлял частичку своей души...

Он успел отпраздновать свое 50-ле-тие. А накануне Нового 2018 года Сергея не стало. Сегодня друзья и знакомые вспоминают на наших страницах истории из его давнего прошлого и времени недавнего.

На «пьяном углу»

Родился Сергей 2 июля 1967 года в Туле. Детство провел в коммуналке на 2 этаже знаменитого дома на «пьяном углу» — перекрестке улицы Советской и проспекта Ленина. Он всегда с каким-то особым трепетом вспоминал детские годы, проведенные здесь, собирал всю возможную информацию о прошлом этого здания, старые открытки с его изображением, рассказывал интересные истории. Вспоминал про знаменитую точку с газировкой под окнами, которая когда-то «засветилась» в съемках культового фильма «Евдокия». Учился Железняков в школе № 45, а после — в интернате № 3.

В юности серьезно занимался борьбой у известного далеко за пределами области тренера Валентина Прусова. Любовь к спорту сохранилась у него еще на долгие годы, а вот сделать спортивную карьеру как-то не сложилось — любовь к музыке все-таки пересилила.

«Железный» рок

— Еще в детстве я слушал старые пластинки — заезженные, шипящие, — рассказывал сам Сергей в одном из интервью. — Потом в пионерлагерях мы с друзьями устраивали шоу: обматывались бинтами, вымазывались красной краской, выползали на сцену и пели. Когда стал подростком, в центре города, в сквере за кинотеатром «Родина», часто собирались юные музыканты со всей Тулы. Там мы и выступали вечерами друг для друга.

А потом появилась группа «Банк-Нот» при заводе «Октава», где Железняков работал слесарем-инструментальщиком в цехе № 11. Не секрет, что «Октава» тогда была одним из ведущих радиоэлектронных предприятий Союза. Репетиционная оборудовалась самой лучшей аппаратурой — были даже первые в области клавишные «Ямаха», с которыми можно перемещаться по сцене — на тот момент это было феерически круто.

Будучи призван на срочную службу, Сергей и там моментально «сколотил» новый коллектив, с которым в 1986 году чуть было не попал на телеэкраны. Группу уже пригласили на телефестиваль «Когда поют солдаты» в Одессе, но случилось непредвиденное — к одному из музыкантов приехали родные, он с ними выпил. Кто-то из офицеров учуял запах, и таланты не выпустили за пределы части.

После армии Железняков заочно окончил дирижерско-хоровое отделение Тульского областного колледжа культуры и искусств, затем — МГУКИ (ныне Московский государственный институт культуры).

— Сережка в «кульке» благополучно проучился три курса, а потом из-за поездки на конкурс был вынужден его забросить, — вспоминает его близкий друг Вячеслав Рудневский. — Потом пришлось восстанавливаться, чтобы закончить. А группа у нас была дружная, и мы частенько отмечали разные события у него на квартире. Весело, с песнями, так что слышно нас было всем соседям, но Сергея в доме уважали, нас никто не гонял...

«Цунами»

Так называлось авторское шоу Сергея в начале девяностых, на заре развития кабельного телевидения в Туле. На телеканале «Орбита» еженедельно выходила передача, в которой показывали интервью, взятые у приезжих звезд — музыкантов, певцов, актеров — прямо на концертных площадках.

Но этого показалось мало, и Железняков постепенно стал вводить сюжеты о тульских рок-группах, только-только начинавших выходить из андеграунда. Более того, «под сурдинку» снимались настоящие клипы тех же «Цахеса Ценнобера» и «Пророка».

В рамках программы был снят и первый клип самого Сергея на шуточную песню «Похудей, Сергей!».

«Звездный дилижанс»

После закрытия передачи на кабельном Железняков не остановился. Сотрудничал с ГТРК, размещавшей региональные врезки на канале «Россия». Снимал концерты и фестивали тульских рок-групп. Как сейчас помню — это было в 1995-м — он, словно заведенный, с раннего утра помогал расставлять аппаратуру, таскать тяжеленные камеры в малый зал Дома офицеров. Возле здания были запаркованы громадные ПТСки (передвижные телестудии), кабели пришлось протянуть прямо через окна, а на дворе — зима. Сергей все время до начала концерта бегал в легкой майке, совсем не опасаясь простудиться.

Он всегда старался собрать воедино все тульские музыкальные силы. Проект «Все летают...» объединил музыкантов всех направлений в одном большом сейшене в конце лета 1995-го. А в кинотеатре «Октябрь» организовывал ночное шоу. Тогда этим никто не занимался, народу все было в диковинку. Как вспоминал сам Сергей, после концерта Анастасии и тульских групп люди, переполненные эмоциями, не расходились по домам, а оставались до утра на просмотр новинок кинематографа.

Одним из самых грандиозных проектов, организованных им совместно с друзьями — Игорем Абрамовым, Максимом Федосовым, Алексеем Козловым и Андреем Юдиным — стал фееричный концерт под названием «Звездный дилижанс» в Центральном парке на Массовом поле ко Дню города.

— Началось все с того, что тогдашний начальник городского комитета по культуре собрал всех перед датой и выслушал наши предложения. Так родился проект «Звездный дилижанс» — им было решено закрыть праздничные мероприятия, — рассказывает председатель регионального отделения Российского творческого союза работников культуры Игорь Абрамов. — Ведущим пригласили Леонида Якубовича — в то время он был очень популярен. Из Москвы привезли свет, аппаратуру. Специально была построена сцена и режиссерская, как мы ее называли, «башня» из списанных металлоконструкций с главной городской площади. Вот постройкой этой башни Серега и занимался вместе с двумя помощниками.

В качестве шутки мы даже пригласили однофамильца и, якобы, потомка основателя парка — молодого Женю Белоусова. Шоу продолжалось до 4 утра!

Памяти «певца России»

Отдельной строкой биографии Сергея Железнякова стали ежегодные концерты памяти Игоря Талькова.

— Мы дружили с Игорем. Когда случилась беда, я одним из первых узнал об этом, — вспоминал он сам. — В тот день в Тульской филармонии шел концерт Валентины Легкоступовой. Так вот, ей нужно было идти на сцену, а тут такое ужасное известие. Нам пришлось скрыть от Валентины эту новость, пока она не отыграет концерт... Потом я около года обращался к разным людям с предложением организовать благотворительный концерт памяти Талькова. Нашлись те, кто проспонсировал это мероприятие. Вместе с Аркадием Хораловым мы пригласили известных в то время музыкантов — Алексея Глызина, Вячеслава Малежика, Надежду Рябову, Андрея Мисина, Евгения Гречишкина. Первый концерт прошел в 1992 году 4 ноября (в день рождения Игоря), в Тульском цирке. Народу собралось больше пяти тысяч при вместимости всего в две тысячи человек.

Железняков организовывал концерты больше 20 лет подряд. Менялись площадки, состав участников...

— Когда мероприятия проходили в последние годы уже в Щекинском ДК, Сергей завел традицией по утрам собирать нас на панихиду, потом со школьниками мы бывали в местном музее Талькова, ехали всей толпой в Москву на его могилу, — рассказывает популярный тульский певец Олег Хохлов. — А вечером на концерте неизменный аншлаг! Народу в зале набивалось всегда под завязку. Серега всегда старался сделать вечер памяти максимально насыщенным — кроме нас, земляков, приглашал всегда и Алексея Глызина, и других артистов, которые помнили Игоря...

«Ох, мужики!»

Работу на телевидении Сергей спроецировал еще на один уникальный для Тулы проект — съемки музыкального фильма «Ох, мужики!», в котором приняли участие многие тульские артисты. Короткометражку потом не раз показывали по местным каналам.

— Идея рождалась в муках, потому что хотелось сделать что-то ироничное, доброе, а примеры на тот момент даже и брать было не с чего, по телеку крутили разве что пошловатого «прапорщика Задова», — признается автор сценария Вячеслав Рудневский. — До тех пор, пока у тульского певца Александра Бычкова не вышел новый альбом. Послушал я его, и вот тут меня осенило! Так появились четыре друга, и все их истории писались под определенные песни. Олег Хохлов сыграл романтика, эдакого современного Арамиса, а Сереге досталась роль доброго подкаблучника.

На съемках нам очень пригодились его навыки работы на телевидении. Сам процесс затянулся надолго — все же делалось на голом энтузиазме. Места для эпизодов приходилось искать по дружеским связям, чтобы не платить за аренду. Каким образом удалось попасть на крышу «Тулаугля» для сцены с танцами, вообще не понимаю! Зато, помню, времена были тогда тревожные. Все бредили темой террора. Кто-то заметил с улицы на крыше подозрительных людей, вызвал наряд милиции... Но все обошлось в итоге. Разве вблизи Серегу с его обаятельной улыбкой можно было принять за террориста?

Мы потом с Сашкой Бычковым еще и вторую часть придумали, более веселую, но воплотить в жизнь ее так и не удалось...

С боевым братством

Благотворительность, желание помочь другим были в крови Сергея. Больше двух десятилетий подряд он неизменно организовывал концерты для ветеранов Великой Отечественной войны. На один из них как-то пригласил актера Михаила Пуговкина. И вот в какой-то момент, будучи ведущим, Железняков вдруг командует клавишнику играть мелодию «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» и объявляет: «Встречайте, Яшка-артиллерист!». Пуговкин на сцену выходил маршируя строевым шагом.

— Мы с Сергеем часто выступали с концертами в нашей десантной дивизии — практически на каждый праздник, — рассказывает известный тульский исполнитель Евгений Гречишкин. — Была у него еще и традиция собирать на 8 марта матерей и жен погибших в локальных войнах и военных конфликтах. Он всегда выс-тупал и ведущим, и исполнителем.

Дела семейные

В 2006-м Железняков стал семейным человеком, чуть позже — счастливым отцом.

— Я абсолютно счастлив! — признавался он всем. — Я встретил свою судьбу. Наша встреча произошла очень романтично. Я думал, что так случается только в кино! Была глубокая осень. Нав-стречу мне шла красивая девушка с пакетом, и вдруг он разорвался. Из пакета на асфальт посыпались апельсины! Я помог Наташе собрать эти оранжевые солнышки. Так мы познакомились, стали встречаться. Через год после знакомства мы обвенчались, а потом Бог послал нам сына Егора...

К сожалению, семейная жизнь у Сергея сложилась не очень удачно.

Вспоминая Рождество

Одним из последних крупных музыкальных проектов Железнякова стала запись клипа и песни «Рождество-2». Когда-то, еще в далеком 1996 году, молодые и талантливые тульские артисты Виталий Чулков, Илья Новиков, Наталья Бурдина, Сергей Железняков, Светлана Федорова, Евгений Гречишкин и Александр Бычков решили сделать всем тулякам подарок и снять клип на песню «Рождество». Режиссером клипа стал Олег Сонкин, песню транслировали все радиостанции Тулы, крутили на местных телеканалах.

И вот спустя 20 лет Сергей решил, по примеру всем известного «Рок-ателье» Криса Кельми с «Замыкая круг», перезаписать и переснять «Рождество». Собрать тех же участников было невероятно сложно, поэтому в проекте 2016 года приняли участие уже и многие другие тульс-кие артисты — Елена Никандрова, Евгения Рыбакова, Эдуард Ветров, Ольга Чистикова — всего 15 человек.

К сожалению, клип дальше Сети так и не пошел...

В вечность

Ничто не предвещало беды. Где-то в начале зимы 2017-го Сергей звонил мне, делился новыми творческими планами — а их у него всегда было громадье. Говорил, что наконец-то появились подвижки в его давней мечте открыть свою школу, где преподавателями были бы наши местные артисты. Шутил, что не успевает все воплотить в жизнь, мол, на это как минимум две жизни надо...

— Мы с супругой встревожились только под Новый год, — вспоминает Вячеслав Рудневский. — Он всегда звонил, поздравлял, а тут — тишина. Ну, конечно, всяко бывает, но когда наступило 31 декабря, я уже сам решился с ним связаться, набирал его номер весь день, а часов после шести вечера телефон стал «абонентом не в сети». Все это было очень странно, и утром 2 января Саша Бычков поехал к Сереге в гости. Дверь никто не открыл, вызвали МЧС, его супругу. Квартиру вскрыли...

Железняков был уже мертв несколько дней, констатировали медики. Причина смерти — внезапная остановка сердца.

Фото автора и из архивов друзей.

Автор: Копытов Игорь

Комментарии для сайта Cackle