• Курсы валют:
      USD 80.75
      EUR 93.63
11.03.2021

Хранитель Ясной Поляны Николай Пузин

11 марта исполняется 110 лет со дня рождения легендарного для Ясной Поляны и тульской земли человека – Николая Павловича Пузина.

 

Как французский академик помолодел на 36 лет

Символично, что родился он почти сразу после того, как ушел из жизни Толстой. Дистанция – в несколько месяцев. По сравнению с вечностью, в которой остались оба, – ничто. Появился Николай Павлович на свет в Орле. Говорят, что состоял в родстве с поэтом Афанасием Фетом.

В Ясную Поляну же, как сам вспоминал, впервые приехал вместе с матерью в 1929 году. Ходили они по аллеям парка, вдыхали аромат антоновских яблок, желтевших на деревьях, посаженных еще самим Толстым. Тот чудный запах запомнился на всю жизнь.

До войны получил высшее образование библиотекаря-библиографа. Работал в Харьковской научной библиотеке имени В. Г. Короленко и в Харьковской картинной галерее. Когда началась война, был призван в армию, служил в эвакогоспитале. Но в 1942 году был демобилизован.

В январе 1944 г. внучка Л. Н. Софья Андреевна Толстая-Есенина, возглавлявшая толстовские музеи страны, пригласила Пузина на должность научного сотрудника работать в Ясную Поляну. Николай Павлович принимал возвращающиеся из Томска экспонаты дома Толстого, и о том времени вспоминал с большим трепетом:

– Напряженная работа шла с утра до позднего вечера. Приехавшие из Москвы опытные реставраторы трудились над произведениями искусства, столяры по чертежам и фотографиям восстанавливали экспонаты, которые повредили или уничтожили оккупанты, полку в кабинете писателя, книжные шкафы. Сотрудники музея ставили вещи в комнаты дома, ставили точно на свои места тысячи книг в библиотеке. К счастью, в нашем распоряжении были документальные фотографии комнат дома, довоенные снимки каждой стены и отдельных предметов.

22 июня 1945 года в Ясной Поляне проходила юбилейная сессия Академии наук СССР в связи с ее 220-летием. Приехали более 200 участников, в том числе президенты многих академий мира. Лучшей похвалой людям, восстановившим экспозицию дома-музея, были слова известного тургеневеда из Франции академика Мазона, которые он записал в книге отзывов: «Мне довелось однажды быть гостем Л. Н. Толстого. Это было в 1909 году. И у меня сейчас такое впечатление, будто я помолодел на 36 лет. Мне кажется, что нас с вами только что после беседы покинул хозяин этого дома – так здесь все сохранилось».

О том времени Пузин вспоминал еще, как в начале сентября 1944 года сотрудники музея отметили столетие со дня рождения жены писателя Софьи Андреевны Толстой. Пришли жители деревни, учителя, работники больницы, гости, приехавшие из Москвы.

В 1945 году Николай Павлович был назначен главным хранителем дома-музея. В 1950 г. вышло составленное им в сотрудничестве со старшим сыном писателя Сергеем Львовичем первое издание путеводителя по дому Толстого, созданного Н. П. Пузиным. Этот путеводитель выдержал множество изданий и был переведен на несколько иностранных языков.

 

«Редкий дар одушевлять неодушевленные предметы»

Дружбой со старшим сыном Толстого Сергеем Львовичем и с внучкой писателя Софьей Андреевной Толстой-Есениной Пузин очень дорожил. Сергей Львович каждое лето проводил в Ясной Поляне, и они подолгу общались. Эти разговоры с удивительно и всесторонне одаренным человеком стали для Пузина настоящим университетом. Он с наслаждением внимал воспоминаниям об отце, о сестрах, родных и знакомых, обо всем, что окружало писателя.

В очерке о Сергее Львовиче Пузин потом напишет: «Он не только был сыном великого писателя, но он был, особенно в старости, похож на него внешне, похож изумительной живостью своих рассказов. Казалось, будто являешься свидетелем чудесного перевоплощения».

Николай Павлович говорил, что это Сергей Львович Толстой вручил ему эстафету по сохранению родового гнезда Толстых. И его энциклопедические знания обо всем, что касается Толстого, просто поражали. Никогда не видевший живого Толстого, он мог погрузить слушателей в доподлинную обстановку Ясной Поляны давно минувшей поры. Да так, словно бы ему самому доводилось сиживать за длинным обеденным столом в зале на втором этаже.

В середине пятидесятых годов писатель Константин Федин работал над романом «Костер», где упоминались события времен обороны Тулы. Он часто приезжал в Тулу и Ясную Поляну, общался с главным хранителем, о чем написал потом в очерке «Лето в Ясной поляне».

«По Кочакам меня водил Николай Павлович Пузин, трудам которого обязан некрополь хорошим порядком и самим собиранием захоронений из разных кладбищ под общей толстовской сенью. Рассказчик он преотличный и притом в особом историографическом стиле, даже с некоторым поминальным налетом».

Когда Бондарчук взялся за экранизацию «Войны и мира» один из первых, к кому он обратился за консультацией, был, конечно, Пузин. Вместе с соавтором по написанию сценария Василием Соловьевым, они вспоминали:

«В Ясной Поляне мы встретились с удивительным человеком, который сумел как бы воссоздать атмосферу былого времени. Это хранитель дома-музея Николай Павлович Пузин. Он обладает редким даром одушевлять неодушевленные предметы и очень живо рисовать картины жизни, когда-то протекавшей в доме великого писателя».

Консультировал Николай Павлович актеров и режиссера Георгия Товстоногова знаменитой постановки ленинградского БДТ «История одной лошади». Помогал и в работе Малого театра, когда там ставили пьесу Иона Друцэ «Возвращение на круги своя» об уходе Толстого из Ясной Поляны. Роль Софьи Андреевны играла Татьяна Еремеева, а Л. Н. – Игорь Ильинский. Оба потом говорили, что без помощи Пузина было бы трудно постичь характеры своих героев.

«Когда он ввел нас в маленькую комнату Софьи Андреевны, показал ее вещи, рассказал о том, чем ей приходилось заниматься, только тогда я впервые поняла, что значило быть женой такого человека как Толстой», – вспоминала Татьяна Еремеева.

Неповторимые и незабываемые экскурсии Пузина по Ясной Поляне вспоминают все, кому посчастливилось их слышать. Рассказывал он неторопливо и негромко, каждый раз с новыми подробностями. Всегда показывал музей начинающим сотрудникам сам.

 

Вокруг Толстого

Несмотря на то, что государство декларировало сохранение музея-усадьбы, забот у главного хранителя хватало. В 1957 году, например, Николай Павлович протестовал против строительства дачного поселка с садами и огородами в непосредственной близости (восемь минут ходьбы) от могилы великого писателя. Он выступал за дальнейшее сохранение заповедника в его историческом виде. Поддерживал его и последний секретарь Толстого Валентин Булгаков, только что вернувшийся в СССР из-за границы: возникновение дачного поселка на земле, вклинивающейся в заповедник и находящийся в непосредственной близости от исторических мест, обозреваемых экскурсантами, недопустимо.

В шестидесятых годах Пузин занимал должность заместителя директора по научной работе музея, принимал участие в организации международных выставок, посвященных Толстому в Токио, Осаке, Праге.

Он внес огромный вклад в возрождение толстовской усадьбы Никольское-Вяземское, восстановления Николо-Кочаковского храма и семейного некрополя Толстых. Был составителем и научным консультантом многих книг о Толстом и Ясной Поляне.

Но когда в семидесятые небольшая книжица «Вокруг Толстого» не могла быть издана в полном объеме, не пошел ни на какие компромиссы, и отложил ее до лучших времен. Загвоздка была в том, что упоминание в советской печати любимой дочери Толстого, уехавшей в Америку, тогда еще было под запретом. Книга была издана в восьмидесятые, когда это стало возможным.

В июне 1995 года министр культуры России Е. Ю. Сидоров лично приехал в Ясную Поляну, чтобы вручить заслуженному деятелю культуры Н. П. Пузину орден Почета.

8 сентября 1998 года решением Тульской городской Думы за выдающиеся заслуги перед городом-героем Тулой в деле сохранения и развития культуры, выразившиеся в восстановлении Музея-заповедника «Ясная Поляна», сохранении и приумножении фондов музея, пропаганде творчества Льва Николаевича Толстого, а также в воспитании кадров исследователей и хранителей наследия великого писателя Николай Пузин получил звание почетного гражданина Тулы.

В последние годы жизни он вернулся к своей прежней должности – научного консультанта. Хотя для всех, кто знал Николая Павловича, он по-прежнему оставался главным хранителем Ясной Поляны.

Умер он 24 января 2008 г. в возрасте 97 лет. Похоронен, как и завещал, у Свято-Никольского храма в Кочаках на фамильном кладбище семьи Толстых, рядом со своей женой Асей.

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle